134 Административное право России: Учебник. М.: Юнита Дана, 2008. С. 114.
В зависимости от особенностей содержания перечисленных элементов выделяют общий и специальный административно правовые статусы организаций.
Общий административно правовой статус организации представляет собой общую административно правовую характеристику этой организации и включает в себя, в частности, наиболее общие административные права (полномочия), ограничения этих прав, административные обязанности этой организации и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно публичной сфере правонарушения. Общим административно правовым статусом обладают, в частности, большинство предприятий как государственные, так и негосударственные, общественные и религиозные объединения, социально культурные учреждения. Общий административно правовой статус возникает у организации с момента ее создания (государственной регистрации в качестве юридического лица). Одновременно с возникновением общего административно правового статуса у организации возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность).
Специальный административно правовой статус организации представляет собой специальную административно правовую характеристику этой организации и включает в себя, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения этих прав (полномочий), административные обязанности этой организации и специальные условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно публичной сфере правонарушения. К числу организаций, обладающих специальным административно правовым статусом, можно, в частности, отнести органы исполнительной власти и некоторые виды государственных учреждений, наделенные отдельными внешними государственно властными полномочиями, в частности учреждения Пенсионного фонда Российской федерации, региональные управления автомобильных дорог, администрации морских рыбных портов и т.п.
Предприятия и учреждения две разновидности организаций, осуществляющих в отличие от органов исполнительной власти не руководство, а экономические, социально культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически властными полномочиями и не являются субъектами управления.
Предприятие самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности в получении прибыли.
Предприятия осуществляют свою деятельность на основании положений гражданского, налогового законодательства, а также отдельных норм административного законодательства. Сущность административно правового регулирования хозяйственной деятельности предприятий выражается в воздействии на них органов государственной власти и местного самоуправления. При этом воздействие заключается в осуществлении отдельных видов контроля или надзора (налогового, валютного, метрологического, таможенного, транспортного), государственной регистрации, принудительной ликвидации, предотвращении монопольной и иной деятельности, направленной на ограничение конкуренции, предоставлении гарантий и поддержки, применении мер юридической ответственности 135 .
135 Общее административное право: Учебник. Воронеж: Изд во ВГУ, 2006. С. 137.
Учреждения выполняют социально культурные или административно политические функции. Они создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.). Различия между предприятиями и учреждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, в научно исследовательских учреждениях часто функционируют экспериментальные и другие заводы, различные производственные подразделения).