С действием актов государственного управления во времени связан вопрос об их обратной силе. Как правило, акты государственного управления обратной силы не имеют. Это, однако, не означает, что их действие не может быть распространено на отношения, которые возникли ранее и вообще не были урегулированы правом.
Вопрос об обратной силе актов государственного управления, смягчающих административную или дисциплинарную ответственность, решается по аналогии с обратной силой уголовно правовых актов. Если же акт государственного управления вновь устанавливает или усиливает ответственность, то он применяется лишь к тем отношениям, которые возникли после вступления этого акта в силу.
Определение точных временных пределов действия акта государственного управления дает возможность обеспечивать гарантии прав и интересов граждан, укрепляет авторитет органов исполнительной власти среди населения, создает прочную юридическую базу для действия всей системы актов государственного управления.
Акты государственного управления прекращают свое действие по различным основаниям.
Во первых, в силу исполнения содержащегося в нем требования совершить определенное действие, если содержание акта сводилось только к этому требованию (например, уплата штрафа). Однако исполнение акта не во всех случаях прекращает его действие. Не прекращает, например, своего действия после образования органа исполнительной власти акт государственного управления, в соответствии с которым этот орган образован.
Во вторых, в силу юридического события. Например, смерть гражданина аннулирует действие таких актов, как решение о назначении ему пенсии.
В третьих, акт, указанный на определенный срок, по истечении этого срока теряет силу (например, приказ о зачислении на должность на определенный срок и т.п.).
В четвертых, действие акта прекращается, если новым актом того же или вышестоящего органа аннулируется или поглощается его содержание. Так, при издании приказа о переводе служащего на новую должность прекращается действие акта о назначении этого служащего на прежнюю должность, хотя в новом акте об этом и не говорится.
В пятых, действие акта прекращается в силу отмены его органом, издавшим этот акт, или полномочным на то вышестоящим органом.
Юридическое значение соблюдения требований, предъявляемых к актам государственного управления, имеет большое значение. Их несоблюдение может послужить основанием для приостановления действия или отмены таких актов.
В качестве оснований для отмены актов государственного управления могут выступать:
1) несоблюдение установленных требований к правовому содержанию акта управления;
2) несоблюдение порядка их издания и вступления в силу;
3) нецелесообразность принятия правового акта государственного управления.
В этом случае решение об отмене принимается непосредственно издавшим органом или должностным лицом, а также вышестоящей инстанцией, наделенной соответствующими полномочиями. В частности, Президент РФ вправе отменить постановление Правительства РФ, а последнее нормативные акты подведомственных ему федеральных министерств;
4) признание акта Конституционным Судом РФ, конституционным или уставным судом субъекта РФ полностью или в части не соответствующим Конституции РФ, конституции или уставу субъекта РФ.