18 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.М. Административное право. М.: Норма, 2004. С. 23.
Благотворное влияние правового опосредования властеотношений состоит также в том, что право внедряет в административную деятельность несвойственные ей в прошлом способы воздействия: договоры, рекомендации, конкурсы и др. Конечно, главным методом, который используется при правовом регулировании административной деятельности, был и остается административно правовой.
Но наряду с этим право в условиях демократии использует при регулировании административно правовых отношений и средства, близкие к гражданско правовому методу. Право обязывает органы государственной власти заключать административные договоры, проводить конкурсы, поощрять, разрабатывать рекомендации, информировать граждан, оказывать содействие и т.д.
2.3. Система административного права
Система административного права это внутреннее строение отрасли, отражающее последовательное расположение образующих ее элементов институтов и норм, их единство и структурную взаимосвязь.
Административное право регулирует весьма обширный круг разнообразных общественных отношений управленческого характера. Это предопределяет необходимость известной систематизации административно правовых норм либо путем объединения их в самостоятельные правовые институты (например, институт государственной службы, административного принуждения и т.д.), либо путем выделения норм, касающихся отдельных областей или сфер государственного управления (например, нормы, регулирующие отношения в области хозяйственной деятельности России).
Система административного права имеет не только чисто практическое значение (например, как база для проведения кодификационных работ), она теснейшим образом связана с научными и учебными аспектами административно правовой проблематики (система науки, система учебного курса). При этом одной из существенных системообразующих проблем является то, что в административном праве тесно соприкасаются как нормы материальные, так и процессуальные, что нехарактерно для подобных ему крупных отраслей права, таких как гражданское и уголовное право.
Большинство отраслей права в процессе своего развития выделили из своей системы отдельные процессуальные отрасли (например, гражданское процессуальное и уголовно процессуальное право), некоторые отрасли права пользуются наработками соответствующих процессуальных отраслей либо процессуальными нормами административного права. Следует отметить, что часть административистов склонна выделять из системы административного права отдельную отрасль (подотрасль) административного процессуального права 19 , в то время как другие предполагают процессуальные нормы объединить в специальную часть административного права наряду с традиционными общей и особенной частями 20 .
19 , например: Сорокин В.Д. Административный процесс и административно процессуальное право. СПб., 2002; Салишева Н.Г. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Саратов, 1999; и др.
20 , например: Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации: В 3 х ч.: Учеб. для вузов. М., 2003. С. 52 55.
Однако процессуальные нормы административного права, справедливо отмечает Ю.А. Дмитриев, в значительной степени разнообразны и разноплановы, и их лишь условно можно объединять в отдельный самостоятельный институт. В нем окажутся соединенными единой институциальной принадлежностью и процедуры привлечения к административной ответственности, и процедуры реализации различного рода властных полномочий, и различные разрешительные и легализующие процедуры, и многие другие процедуры, порядки, правила и т.п. 21 .