В теории административного права методы государственного управления классифицируются и по другим основаниям.
Так, по содержанию выделяются следующие методы:
установление правил поведения общеобязательного характера;
предписание о совершении, запрещении или разрешении определенных действий;
государственная регистрация (лицензирование);
установление стандартов;
осуществление надзора и контроля;
разрешение споров между участниками управленческих отношений;
применение мер поощрения и административного принуждения;
приостановление или отмена правовых актов подведомственных государственных органов и должностных лиц и др.
По юридическим свойствам административно правовые методы государственного управления подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относится издание правовых актов, регулирующих управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным предписания в виде прямых распоряжений конкретным лицам.
По способу воздействия на поведение субъектов административно правовые методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, а также запрещающие совершать какие либо действия.
По форме предписания они могут быть подразделены на императивные, поручительные и рекомендательные.
14.2. Убеждение в административном праве
Для того чтобы охарактеризовать основные методы государственного управления, необходимо обратиться к анализу их содержания. В качестве такового выступает система мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права. То есть прояснение вопроса о методах государственного управления требует обращения к анализу основных мер, применяемых в рамках убеждения или принуждения.
Стимулы это средства, побуждающие деятельность людей, активизирующие их возможности. С помощью стимулов публичная власть осуществляет целенаправленное воздействие на интересы граждан, формирует их заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересы людей, а следовательно, на их волю и поведение.
Стимул это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования 166 .
166 Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юрист, 1997. С. 673.
Убеждение, как было указано выше, по своей природе направлено на такое воздействие на поведение людей, при котором те или иные действия совершаются ими в согласии с их внутренними убеждениями, добровольно и сознательно. Такого рода эффекта можно добиться посредством применения следующих видов мер:
стимулирующих (в том числе поощрительных);
воспитательных;
разъяснительных.
1. Первая группа мер основана на все тех же не очень положительных свойствах человеческой натуры (жадность, стяжательство, стремление к наживе, тщеславие, зависимость от чужого авторитетного мнения, карьеризм и т.п.). Вполне оправданным представляется суждение о том, что всякая деятельность человека так или иначе связана со стимулами. Не имея причин для совершения тех или иных действий, человек прекратил бы всякую деятельность. Условно говоря, стимул основа эволюции (желание убить мамонта заставило когда то человека сделать из камня топор). Стимулирующие меры могут носить экономический, организационный, социальный характер, а также являться поощрительными.