21 Дмитриев Ю.А., Евтеев А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М.: ЭКСМО, 2005. С. 54.
На протяжении многих десятилетий учеными предлагается примерно одинаковая в главных чертах система административного права, состоящая из двух частей Общей и Особенной, которые включают в себя несколько административно правовых институтов. Современные ведущие ученые административисты России 22 в целом разделяют эту точку зрения, хотя есть и иные суждения 23 .
22 Бахрах Д.М. Административное право России. М.: Норма, 2001. С. 27; Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части: Курс лекций. М.: Юрист, 2004. С. 59; Общее административное право: Учеб. / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд во ВГУ, 2007. С. 63; Дмитриев Ю.А., Евтеев А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М.: ЭКСМО, 2005. С. 55.
23 Манохин В.М. Административное право России: Учебник. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. С. 25 26; Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М.: Изд во Тихомирова М.Ю., 2008. С. 85; и др.
Институты представляют собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права. Институты административного права могут быть: отраслевыми (например, институт административно правового статуса юридических лиц) и межотраслевыми (например, институт административной ответственности); материальными (например, институт законности деятельности исполнительной власти) и процедурными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях); регулятивными (институт государственных службы) и охранительными (институт административного принуждения); простыми (институт аттестации государственных служащих) и сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).
В Общую часть входят следующие институты:
регулирующие административно правовые статусы индивидуальных субъектов права;
регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
регулирующие административно правовые статусы государственных предприятий, учреждений, организаций;
регулирующие административно правовые статусы негосударственных организаций (муниципальные, общественные, религиозные, коммерческие, и др.);
регулирующие формы и методы, способы властного воздействия государственной администрации на субъекты права;
обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;
регламентирующие процесс управления (управленческий процесс, управленческие процедуры, административное нормотворчество, принятие нормативных и индивидуальных правовых актов);
регулирующие административно деликтные отношения (виды, меры административного принуждения и порядок их применения, определение органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; регламентация принципов производства по делам об административных правонарушениях).
В Особенной части административного права рассматривается сущность организации государственного управления, вопросы соотношения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области организации государственного управления, понятие регионального управления, сущность межотраслевого государственного управления и его организационные формы, соотношение государственного управления и государственного регулирования, воздействие проводимой в России административной реформы на формирование системы структурных федеральных органов исполнительной власти.
Система Особенной части административного права может быть представлена в следующем виде. Нормы, регулирующие: