деятельность в организационно хозяйственной области (промышленность, строительный комплекс, агропромышленный, транспорт, связь, торговля, жилищно коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание);
деятельность в социально культурной области (образование, здравоохранение, культура, наука, физическая культура и спорт, социальное обеспечение);
деятельность в административно политической области (оборона, обеспечение государственной безопасности, внутренние дела, юстиция, иностранные дела, внешние экономические связи);
межотраслевые управленческие отношения (прогнозирование и планирование, бюджетное регулирование, антимонопольная деятельность и др.).
Содержание Общей и Особенной частей административного права взаимозависимо и составляет единое целое. Нормы Общей части применимы ко всем институтам Особенной части. Так, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия актов государственного управления, реализуются в процессе исполнительной деятельности органов управления во всех отраслях экономики или социально культурного строительства с учетом их специфики.
Административное право одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее предметом, большим числом и разнообразием организационных отношений с участием публичной администрации. Руководство обороной и образованием значительно отличаются друг от друга точно так же, как организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок изложения штрафов приватизации предприятий. А для юридического опосредования такого разнообразия нужны разные административно правовые нормы.
Нормы, регулирующие систему административных актов, административный процесс, административно правовое принуждение, обслуживают многие отрасли права. Последние используют административно правовые понятия органа исполнительной власти, административной ответственности, административного наказания.
Система административного права помогает правильному пониманию содержания соответствующих административно правовых норм, способствует решению задачи их унификации и кодификации.
2.4. Место административного права
в правовой системе Российской Федерации
Административное право, сохраняя свою самобытность, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права.
Наиболее тесная связь наблюдается между административным и конституционным (государственным правом), которое составляет основу всех отраслей российского права, включая и административное. Предметом конституционного права служат прежде всего общественные отношения, связанные с осуществлением представительной власти, деятельностью органов власти, реализацией избирательной системы, конституционного статуса граждан Российской Федерации. Его нормы (конституционные положения) закрепляют место государственного управления в системе государственного механизма, основы их взаимоотношений с органами власти, правосудия и прокуратуры, важнейшие принципы их формирования и деятельности. Следовательно, они служат исходным началом для норм административного права, регулирующих повседневную и многообразную исполнительно распорядительную деятельность органов государственного и муниципального управления, содержание которой состоит в непосредственном руководстве хозяйственным, социально культурным и административно политическим строительством. В нормах административного права развиваются и детализируются положения Конституции Российской Федерации и других источников конституционного права применительно к функционированию исполнительных органов.
Конституционное право вместе с тем имеет своим предметом общественные отношения, складывающиеся за рамками исполнительной деятельности, в частности, связанные с организацией и деятельностью органов государственной власти, с избирательной системой, с основными правами и свободами российских граждан и т.п.