Учитывая требования местных органов власти, НКВД РСФСР разработал проект Административного устава, который был разослан в октябре 1924 г. всем народным комиссариатам, областным и губернским исполнительным комитетам и их административным отделам.
В период работы II сессии ВЦИК 12 созыва обсуждался вопрос о необходимости и своевременности издания Административного кодекса. Совещание ВЦИК единогласно признало необходимость Административного кодекса и обратилось в президиум ВЦИК с просьбой поручить Совету народных комиссаров приступить к его рассмотрению с таким расчетом, чтобы Кодекс мог поступить на утверждение очередной сессии ВЦИК.
Проект этого Кодекса содержал четыре части.
1. Обеспечение революционной законности в советском управлении.
2. Обязательные постановления и административные взыскания.
3. Публичные права граждан.
4. Охрана революционного порядка.
Части состояли из глав, объединявших однородные нормы 179 . Это была первая правовая попытка урегулировать общественные отношения в сферах административной ответственности.
179 Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. М., 1961. С. 164 166.
Важным событием в ее становлении явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». Он состоял из 23 х статей. Предусматривался только один вид административного взыскания штраф, который устанавливался высшими органами государственной власти и государственного управления СССР, союзных и автономных республик в пределах их компетенции.
Данным нормативным актом были установлены штрафы за нарушение определенных правил, относящихся к компетенции СССР, а также за нарушение других правил, которые относились к совместному ведению СССР и союзных республик. Предоставлялись и исключительные предметы ведения союзным республикам 180 .
180 Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 34. С. 368.
Указом отменялось наложение штрафов в административном порядке на учреждения, предприятия и организации, а также рекомендовались союзным республикам создание и порядок деятельности административных комиссий.
Порядок производства по делам об административных нарушениях устанавливался законодательством союзных республик. Двадцати четырем органам управления предоставлялось право применять наложение штрафов в административном порядке без обращения в административные комиссии.
Органы и должностные лица, которым было предоставлено право наложения на граждан штрафов в административном порядке, имели право вместо наложения штрафа сделать нарушителю предупреждение либо передать в отношении его материалы в товарищеский суд или общественные организации по месту его работы или жительства для применения мер общественного воздействия.
Порядок рассмотрения в судах жалоб на неправильное наложение штрафа, а также перечень имущества, не подлежащего изъятию при взыскании штрафа, устанавливались законодательством союзных республик.
Указ был введен в действие 1 января 1962 г. и имел обратную силу в отношении невзысканных штрафов, наложенных на граждан и должностных лиц, а также на учреждения, предприятия и организации.
Президиум Верховного Совета СССР 13 октября 1967 г. принял Постановление «О практике применения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». В нем давалось поручение Комиссиям законодательных предположений Совета Союза и Совета национальностей разработать проект Основ законодательства СССР и союзных республик об административной ответственности с учетом практики применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». Это был второй этап подготовки к принятию Основ об административной ответственности.