Важной правовой вехой в становлении кодификации об административной ответственности явилось принятие Верховным Советом СССР 23 октября 1980 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях 181 , введенных в действие с 1 марта 1981 г. По своему правовому содержанию это был первый общесоюзный кодифицированный законодательный акт по вопросам административной ответственности и мерам административного принуждения.
181 Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 44. С. 910.
Основы состояли из четырех разделов, объединяющих 42 статьи.
Раздел I Общие положения. В статье 2 говорилось, что «законодательство Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях состоит из настоящих Основ, определяющих принципы и устанавливающих общие положения этого законодательства и издаваемых в соответствии с ними законодательных актов СССР и постановлений Совета Министров СССР, кодексов и иных законодательных актов союзных республик и постановлений Советов Министров союзных республик об административных правонарушениях».
Таким образом, устанавливать административную ответственность могли Правительство СССР и правительства союзных республик.
Раздел II Административное правонарушение и административная ответственность. Впервые на законодательном уровне сформулировано понятие административного правонарушения (ст. 7). Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Впервые были установлены виды административных взысканий (ст. 12):
предупреждение;
штраф;
возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
исправительные работы;
административный арест.
Раздел III Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Такое право предоставлялось:
административным комиссиям;
исполнительным комитетам поселковых, сельских Советов народных депутатов;
районным (городским), районным в городах комиссиям по делам несовершеннолетних;
районным (городским) народным судам (народным судьям);
органам внутренних дел, органам государственных инспекций.
Раздел IV Производство по делам об административных правонарушениях. Это своего рода административный процесс, но в усеченном виде. Тем не менее этот раздел для будущих республиканских кодексов сыграл большую правовую роль в систематизации норм производства. Так, впервые в законодательном порядке были установлены реквизиты протокола об административном правонарушении. Устанавливались меры административного принуждения административное задержание, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.
Предусматривались правовые гарантии лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке, пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.
Следующим этапом в укреплении законности, охране прав личности послужило принятие 20 июня 1984 г. Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, вступившего в действие с 1 января 1985 г.