Гипотеза административно правовой нормы может быть абсолютно определенной, точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 28 устанавливает точный возраст, по достижении которого граждане России мужского пола подлежат принятию на воинский учет.
28 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
Гипотеза административно правовой нормы может быть и относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный, без уважительной причины не являющийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкомата. В данном случае вопрос о квалификации понятия «неуважительная причина» решает должностное лицо военный комиссар.
Гипотеза обычно отсутствует в административно правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов административного управления, их должностных лиц. В административно правовых нормах, предусматривающих составы административных правоотношений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также в самой административно правовой норме, в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
Диспозиция главная часть административно правовой нормы, содержащая конкретное правило поведения. Санкция мера государственного воздействия, применяемая к органам управления, должностным лицам и гражданам, не соблюдающим или нарушающим правила поведения. Это, например, административные или дисциплинарные наказания, налагаемые на должностных лиц.
3.2. Виды административно правовых норм
Существуют различные критерии классификации административно правовых норм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.
Материальные административно правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников, регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно правовой статус. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти, и т.п.
Процессуальные административно правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан, порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
Важное значение имеет классификация административно правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. С этих позиций выделяются следующие виды административно правовых норм:
а) обязывающая, т.е. предписывающая в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ, при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней;