какие действия, в какой последовательности могут совершать участники властеотношений;
принципы и цели деятельности;
круг участников процессуальных отношений, их права и обязанности («процессуальные роли»);
подведомственность дел, отдельных вопросов, действий;
в каких документах и как фиксируются властные акты, принимаемые в ходе разрешения юридических дел (в том числе и правотворческих);
сроки совершения процессуальных действий;
виды и источники доказательств; гарантии соблюдения процессуальных норм, законности и обоснованности принимаемых актов, в том числе процессуальные и иные санкции за нарушение соответствующих правил;
правила возмещения расходов, связанных с осуществлением процессуальных действий (лицензирования, рассмотрения дела о нарушении таможенных правил и др.).
Названные элементы конструктивные части процессуальной формы. Вместе они образуют содержание процессуальной формы, ядро процессуального законодательства. Таким образом, процессуальная форма это система процессуальных норм, закрепляющих совокупность требований, предъявляемых к действиям участников процесса, соблюдение которых способствует принятию эффективных властных актов и их исполнению.
17.2. Принципы, субъекты и содержание
административного процесса
Административный процесс, являясь составной частью управленческой деятельности, базируется на общих принципах государственного управления. Вместе с тем эти общие принципы управления находят свое специфическое выражение в административном процессе.
К основным принципам административного процесса, которые объективно отражают его свойства и раскрывают его сущность, относятся:
законность;
объективность (материальная истина);
равенство человека и гражданина перед законом и органом, разрешающим дело;
гласность административного процесса;
ведение дела на национальном языке;
экономичность и эффективность процесса;
ответственность за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение) 194 .
194 Коренев А.П. Административное право России: В 3 ч. М., 1996. Ч. 1. С. 214 216.
Принцип законности административного процесса основан на требованиях Конституции РФ. Его сущность состоит в том, что применение норм материального права или иная форма реализации во всех случаях должны быть законными. Нормы реализуются в строгом соответствии с порядком, предписанным административно процессуальными нормами, т.е. в административном процессе законность выступает в качестве требования строго соблюдать определенный порядок претворения в жизнь правил материальных норм административного и других отраслей права.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия, унижающие человеческое достоинство.
Законность предполагает также охрану прав и законных интересов участников административного процесса. В случае нарушения прав и законных интересов того или иного участника административного процесса последний может обжаловать незаконные действия должностных лиц органов исполнительной власти в суд.
Кроме судебного существует административный порядок обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, должностных лиц и других субъектов управления.