Среди способов толкования совокупности приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя, выделяют следующие виды:
грамматический способ основанный на грамматическом (т.е. с использованием правил синтаксиса, морфологии, правописания, словоупотребления и т.п.) анализе текста правовых норм;
логический способ толкования это толкование правовых норм, основанное на логических приемах мышления. В данном случае анализируется не значение отдельных слов, как, например, при грамматическом толковании, а понятия, которые они выражают. Так, например, во всех статьях КоАП РФ указывается, что наказываются какие то административные правонарушения. Однако наказывается не деяние, а человек, его совершивший;
систематический способ толкования это толкование правовых норм, основанное на анализе их взаимодействия и положения в нормативном акте, в институте или отрасли административного права;
исторический (историко политический) способ толкования это толкование правовых норм, основанное на учете конкретно исторических условий, в которых принималась та или иная норма права. Смысл исторического способа сводится к выяснению социально политической ситуации, в которой принималась данная норма, к определению основных целей и намерений законодателя.
Наибольшее практическое значение при историческом толковании имеет сравнительный прием. Его использование особенно велико на первых этапах применения нового законодательства. Оно дает возможность интерпретатору более четко выявить различия между старой и новой административно правовыми нормами. Сравнение формулировок принятого акта и его проекта позволяет показать, в каком направлении двигалась мысль законодателя;
телеологический (целевой) способ толкования заключается в установлении целей принятия нормы права. Цель это результат, который достигается действием нормы права;
специально юридический способ толкования заключается в уяснении смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники. Важное значение при этом состоит в уяснении оценочных понятий (терминов) относительно неопределенных по своему содержанию. Оценочные термины типа «лицо с явными признаками инвалидности», «нападение, опасное для жизни гражданина», «лица начальствующего состава» и т.п. истолковываются на основе их «привязки» к конкретным ситуациям.
3.4. Источники административного права
Источники административного права это внешние формы выражения его правовых норм. Источник административного права представляет собой совокупность юридических средств закрепления норм административного права, позволяющих адресатам этих норм пользоваться их предписаниями, в том числе и знакомиться с их реальным содержанием.
К числу источников административного права относятся следующие.
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют административно правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 17, 110 117), разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 25, 27, 30 35) и т.п. Ряд такого рода норм вытекает непосредственно из содержания Федеративного договора.