Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права. Они могут двумя способами влиять на систему норм.
Во первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их.
Во вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решение, определенное судом, является обязательным для судов той же или низшей инстанции (судебный прецедент).
В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. Суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм не соответствующими нормам, имеющим более высокую силу, а потому недействующими 39 . Есть два вида актов правосудия как источников права:
39 Бахрах Д.Н., Татарян В.Г. Административное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2009. С. 42.
1) акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать подзаконные акты не соответствующими закону или решению вышестоящих органов, вплоть до постановлений правительства РФ;
2) акты правосудия, которые признаны источниками административного права постановления Конституционного Суда РФ.
Во втором случае не все ученые разделяют точку зрения об отнесении постановлений Конституционного Суда к источникам административного права. Так авторы учебника административного права под редакцией Ю.А. Дмитриева считают, что решения Конституционного Суда РФ и других судов, признающие подзаконные нормативно правовые акты не соответствующими Конституции РФ или другим законам, не являются нормативными, поскольку лишь в силу специальной нормы административного права влекут за собой последствия в виде прекращения действия такого акта в целом или его части 40 . Думается, что в данном случае юридическая техника (принятие дополнительного правового акта) не может служить основанием для отрицания сущностной черты решения Конституционного Суда его нормативности.
40 Дмитриев Ю.А., Евтеев А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М.: ЭКСМО, 2005. С. 81.
Глава 4. АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Понятие административно правовых отношений
Под административно правовыми отношениями понимаются урегулированные административно правовыми нормами управленческие общественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав.
Следует исходить из того, что сама по себе норма административного права не создает конкретное административно правовое отношение. Она основа его возникновения, так как в общей форме предусматривает, что при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческие отношения приобретают административно правовую основу.
Предусматривая возможности возникновения административно правовых отношений в тех или иных условиях и между теми или иными сторонами, административно правовая норма заранее устанавливает объем полномочий этих сторон, их взаимные права и обязанности, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушения прав. Административно правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой вид и меру должного поведения.
К особенностям административно правовых отношений можно отнести следующие.