1. Административно правовые отношения являются властеотношениями, поскольку в процессе их возникновения, изменения и прекращения реализуется государственное управление.
В отношении этого положения следует отметить, что термин «властеотношения» применительно к административно правовым отношениям следует применять с известной осторожностью, поскольку властеотношения не подразумевают сами по себе присутствие правового регулятора этих отношений. В дореволюционной работе А.И. Елистратова «Основные начала административного права» содержится следующее высказывание: «Взаимоотношение между правящими и управляемыми, не урегулированное правом, будет не правоотношением, а властеотношением» 41 .
41 Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1914. С. 85.
Властеотношения как категорию не следует рассматривать в качестве специфического свойства административно правовых отношений, тем более безоговорочного. С другой стороны, именно этот признак является доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно управленческой деятельности.
2. Природа государственно управленческой деятельности, как и любого другого вида социального управления, диктует необходимость выделения субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно правовых отношений. Данная особенность административно правовых отношений объясняется прежде всего тем, что исполнительную деятельность призваны осуществлять от имени государства органы государственного управления и их должностные лица. Именно поэтому без их участия не может быть облеченного в правовую форму управленческого отношения. В отдельных случаях в управленческой практике встречаются исключения из общего правила: тогда административно правовые отношения складываются и без участия органа государственного управления или его должностного лица. Но это связано с делегированием общественным организациям отдельных внешневластных функций госорганов, в силу чего они фактически начинают выступать от имени государства (например, функции профсоюзов в области надзора за соблюдением законодательства об охране труда и по технике безопасности).
Отсюда можно сделать и следующий вывод: административно правовое отношение невозможно между двумя гражданами, между общественными организациями, а тем более внутри общественных организаций.
3. Административно правовые отношения складываются преимущественно в сфере государственной и общественной жизни сфере государственного управления. Насколько значительна сфера влияния органов исполнительной власти и прежде всего Правительства РФ, определенная в ст. 114 Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» самым общим образом, настолько же необозрима и сфера влияния административного права. Административно правовые отношения могут возникать в области обороны и государственной безопасности, в сфере культуры, науки и образования, в сфере экономических отношений и применительно к системе социального развития, т.е. везде, где государством посредством своих исполнительных органов проводится работа по управлению общественными процессами и явлениями.
4. Административно правовые отношения по своей сути являются организационными. Государственное управление, в сфере которого складываются административно правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей, что прямо вытекает из его природы и официального назначения. Поэтому его часто называют непосредственно организующей деятельностью государства.