42 Государственное управление и административное право. М.: Юрид. лит., 1978. С. 116.
Следовательно, инициатива сторон порождает непосредственно административно правовое отношение только в тех случаях, когда она предусматривается административно правовыми нормами в качестве юридического возникновения правоотношения. Причем для государственного управления правовая возможность вступить в такого рода отношения составляет одновременно и его обязанность, чего нельзя сказать в отношении других сторон административно правового отношения.
6. Между сторонами административно правовых отношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).
Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно правовой спор.
Как правило, такого рода спора решаются в административном, т.е. во внесудебном, порядке. Это означает, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственно управленческой деятельности. Суть его в принятии полномочным исполнительным органом (должностным лицом) юридически властного решения по предмету спора, каковым является законность оспариваемого решения или действия, породившего спорную ситуацию.
На первый план выдвигается присущая административно правовому регулированию односторонность действий субъекта управления, юридически властным решением которого по существу и разрешается данный спор.
Наиболее детально административный порядок разрешения административно правовых споров регламентирован, например, Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях, действующими правовыми актами о работе с заявлениями и жалобами граждан.
В то же время действующее законодательство предусматривает судебный порядок разрешения административно правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного.
Для гражданско правовых отношений характерна ответственность одной из сторон перед другой. В административном праве ответственность одной из сторон наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Объясняется это тем, что речь идет фактически о нарушении публично правовых интересов в сфере исполнительной власти. Именно поэтому исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата федеральной исполнительной власти перед Правительством Российской Федерации).
Вопрос о составе правоотношения, количестве элементов, входящих в его структуру, в литературе трактуется неоднозначно. По мнению В.Н. Храпанюка, «структура правоотношения имеет четыре необходимых элемента: субъект, объект, право, обязанность» 43 . Правоотношение обладает сложной по составу структурой, в нее входят субъект, объект и содержание правоотношения 44 .
43 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995. С. 309.
44 Бабаев В.П. Правоотношение. Краснодар, 1998. С. 5 6.
Однако представленные точки зрения не отличаются принципиально друг от друга, если принять во внимание утверждение В.Н. Бабаева о том, что состав правоотношения образует «субъекты правоотношения, содержание правоотношения и объекты правоотношения». При этом «субъективное право и юридическая обязанность являются содержанием правоотношения» 45 . Несколько иначе содержание правоотношения трактует С.С. Алексеев, отмечающий, что правоотношение является сложным образованием и имеет определенное внутреннее строение. К элементам правоотношения он относит его участников, их права и обязанности, поведение, а также объект правоотношения 46 .