45 Общая теория права. Н. Новгород, 1993. С. 412, 418.
46 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 98 100.
Схожую позицию занимает и Д.Н. Бахрах, выделяя в нем две стороны: материальную (поведение субъектов) и юридическую (субъективные юридические права и обязанности) 47 .
47 Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 47.
Рассмотрим вопрос о субъекте и объекте правоотношения.
Субъектами административного отношения признаются два и более участника, как минимум один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления. Это может быть орган исполнительной власти, орган местного самоуправления или организация, наделенная государственно властными полномочиями, либо должностное лицо такого органа или организации. Второй стороной в административном правоотношении может быть любое физическое или юридическое лицо, на которое распространяет свое действие норма административного права.
Необходимо отметить, что понятие «субъект управления», «субъект административного права», «субъект административного правоотношения» не тождественны.
Субъект административного права определяется нормами права в общем виде, как некоторая категория лиц, отвечающая требованиям гипотезы нормы (условие признания субъектом), в то время как субъект правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права в течение продолжительного времени может вовсе не быть участником административного правоотношения. Таким образом, субъект административного правоотношения это субъект административного права, вступающий в конкретные правоотношения 48 .
48 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М.: ЭКСМО, 2005. С. 210 211.
Субъект государственного управления это субъект, наделенный определенными властными полномочиями в сфере государственного управления. В условиях правового государства это всегда субъект административного права, однако не исключается ситуация, в которой управляющий субъект оказывается вне поля действия норм административного права. Например, это может произойти при заключении органом исполнительной власти гражданско правовой сделки (договоры купли продажи, поставки и др.).
Важнейшим признаком субъектов административно правовых отношений является наличие у них материального и процессуального административно правового статуса, т.е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае речь идет о таких двух категориях:
а) административная правоспособность. Она означает способность участника (субъекта) административно правовых отношений иметь установленные в административно правовых нормах права и обязанности;
б) административная дееспособность это способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно правовых правил.
В административном праве не сложилась единая точка зрения по вопросу об объекте административно правового отношения. Одна группа авторов (Ю.М. Козлов, Р.О. Халфина и др.) в качестве единственного объекта любого правоотношения признают действие, поведение людей, в то время как другие группы авторов (Н.Г. Александров, В.М. Манохин, Г.И. Петров и др.) видят два вида объектов правоотношения: объект имущественных правоотношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи, и объект неимущественных отношений, т.е. сами действия, поведение людей.