Разделим вторую научную позицию, можно определить объект административного правоотношения как то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов. К объектам можно отнести предметы материального мира, продукты духовного творчества, личные неимущественные блага, на которые направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, а также само поведение участников правоотношений и результаты этого поведения.
Содержание административно правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты.
Вместе с тем административно правовые отношения нельзя понимать так, что будто бы у одной стороны имеются только обязанности, а у другой только права. Свойственный административно правовому регулированию метод хотя и предопределяют юридическое властвование одной из сторон управленческих отношений, однако не превращает вторую сторону в участника, не имеющего соответствующих прав. Например, гражданин, подавший в орган управления жалобу, вправе требовать ее приема и рассмотрения в установленный срок и т.п. Данному праву соответствует обязанность органа управления принять и зарегистрировать жалобу, рассмотреть ее в установленные сроки. Налицо, следовательно, взаимные, корреспондирующие права и обязанности сторон административного правоотношения.
4.2. Юридические факты в административном праве
Административно правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно правовыми нормами. Это юридические факты обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны или могут возникнуть правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях события.
Действия являются результатам активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.
Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие возникновение, изменение или прекращение административно правового отношения.
Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно служебных отношений, являющихся разновидностью административно правовых.
Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные или административные проступки, как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных юридических фактов относится также и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка) 49 .
49 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. Сущность и основные институты административного права: Учебник. М.: Теис, 1994. С. 70.