События явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и др.).
4.3. Виды административно правовых отношений
В зависимости от содержания властных полномочий административно правовые отношения подразделяются на следующие виды:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия «субъект объект», в которой отчетливо проявляется властная природа государственно управленческой деятельности. Это собственно властеотношения;
б) отношения, складывающаяся за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.
Первые прямо выражают сущность управления, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым относятся административно правовые отношения, которые могут быть выражены формулой «команда исполнение». Это прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами руководителями и подчиненными им по службе работниками административно управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно правовые обязанности, и т.п.
При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, но не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (отношения типа «субъект субъект»). Так, два органа исполнительной власти могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.п. Такие отношения носят вспомогательный характер по сравнению с отношениями первой группы.
Наиболее значительный интерес представляет собой классификация административно правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Вертикальные административно правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно правового регулирования и типичных для государственно управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом. Это и есть то, что называется властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско правовых отношений, равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальном смысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически властные полномочия, которых нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их меньше (например, у нижестоящего органа управления). Столь же очевидно, что именно в вертикальных отношениях реализуется непосредственно управляющее воздействие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.
В условиях рыночных отношений государственное управление не утрачивает властно юридической природы, хотя механизм управляющего воздействия, конечно, становится мягче, освобождаясь от наиболее жестких вариантов достижения стоящих перед ним задач (например, отказ от адресного планирования, обязательных поставок, устранение чрезмерной централизации). Тем не менее управленческая вертикаль, находящая свое выражение в административно правовых отношениях, сохраняется в качестве наиболее традиционной для них.