Особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления. Административная правоспособность характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов личности и государства в системе управления. Она служит основой административной дееспособности.
Административная дееспособность гражданина признание за ним способности осуществлять какие либо действия, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно правового характера. В полном объеме административная дееспособность возникает, как правило, по достижении гражданином 18 летнего возраста. В различных сферах частичная дееспособность может возникнуть до достижения 18 летнего возраста. Так, в некоторые государственно служебные отношения гражданин может вступить при достижении им частичной трудовой праводееспособности, возникающей до достижения 16 летнего возраста, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет, определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается.
На административную дееспособность гражданина могут оказывать влияние различные факторы, в том числе наличие у граждан определенных заболеваний душевной болезни, слабоумия. В силу указанных обстоятельств граждане признаются частично или полностью недееспособными.
Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступать в конкретные административные правоотношения и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или стороной, реализующей принадлежащие ей права.
Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи с:
а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.);
б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество и др.);
в) нарушением органами исполнительной власти, местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отношение по жалобе);
г) нарушением гражданами их административно правовых обязанностей (например, ответственность за административные правонарушения).
Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», гражданство Российской Федерации это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.