Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которого обжалуются. Передача жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действие которых подана жалоба, запрещается.
Право на жалобу не ограничено по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные действия (несправедливость в решении вопросов, отсутствие должной честности, бестактность, невнимание к критическим замечаниям, использование устаревших приемов в работе, необоснованный выбор площадок для нового строительства и т.д.). Следует отметить и отсутствие ограничений к срокам, повторности, субъекту и форме административной жалобы. То есть срок подачи не ограничен, равно как не ограничено и число обращений как в один и тот же уполномоченный разрешить жалобу орган, так и в иные публично властные органы.
Субъектом, подающим общую административную жалобу, может выступить как гражданин лично, так и его представители, а также группы лиц, коллективы, юридические лица. Кроме того, жалоба может быть подана как в письменной, устной, так и в электронной форме.
Жалоба должна:
1) быть составлена на русском языке или на государственном языке субъекта Федерации;
2) быть подписана лицом, ее подающим;
3) содержать полностью указанные фамилию, имя, отчество;
4) раскрывать предмет жалобы, с указанием дат, фактов, участвующих лиц и др.;
5) иметь некоторые реквизиты лица, обратившегося с жалобой, почтовый адрес (адрес места жительства или пребывания) или координаты места работы или учебы.
В соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» анонимные обращения, заявления и жалобы не рассматриваются. В Законе определено общее правило сроков поступившие документы рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях на основе ст. 12 срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем жалобщик должен быть обязательно уведомлен.
Во всех случаях органы, рассматривающие административную жалобу, обязаны извещать обратившуюся сторону и давать мотивированный ответ.
Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в уставе связи, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, положении о порядке рассмотрения трудовых споров, КоАП РФ и в некоторых иных.
Основание подачи специальной жалобы должно быть определено соответствующими правовыми нормами, а лицо, обращающееся с жалобой, признано правомочным для такого обращения.
К форме специальной жалобы предъявляются более жесткие требования:
к рассмотрению принимаются только жалобы, поданные в письменной форме;
жалобы должны иметь все требующиеся сведения об адресате;
предмет жалобы должен быть подтвержден соответствующим документом.