Все сказанное позволяет дать определение: структура органа исполнительной власти это совокупность его подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, система взаимоотношений этих подразделений, урегулированных нормами права.
В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить пять видов структурных подразделений: руководство, отраслевые структурные подразделения, функциональные структурные подразделения, контрольно надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы государственного управления, вспомогательно обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.
К руководству относятся руководитель (начальник, председатель, глава), его первый заместитель и заместители и члены коллегии.
Отраслевые структурные подразделения характеризуются тем, что, во первых, в их непосредственном ведении находится определенная группа вопросов, а в подчинении объекты, входящие в систему руководимой отрасли, сферы (отраслевые департаменты и главные управления в аппарате правительства, в аппарате министерств и ведомств и т.д.). Во вторых, отраслевые структурные подразделения наделены по предметам своего ведения и профилю руководящей деятельности определенными распорядительными полномочиями и могут давать обязательные к исполнению указания руководимым объектам.
Функциональные структурные подразделения специализированы на осуществлении определенных функций внутриаппаратного управления (управление или отдел кадров, бухгалтерия и т.д.), не имеют в своем непосредственном подчинении каких либо других структур и их работников и не наделены никакими распорядительными полномочиями.
Контрольно надзорные структурные подразделения призваны обеспечивать законность и дисциплину в деятельности аппарата органа исполнительной власти и подведомственных ему организаций. К ним относятся юридические службы, инспекции при министерствах и руководителях ведомств, контрольно ревизионные подразделения и диспетчерские службы.
Вспомогательные обслуживающие подразделения характеризуются тем, что они не отражают специфики функций и полномочий органа исполнительной власти, структурными подразделениями которого они являются. К ним относятся, например, хозяйственные управления или отделы, архивы, канцелярии, военно учетные и некоторые другие структурные подразделения. Структуру органа исполнительной власти необходимо рассматривать в аспекте не только внутренних, но и внешних взаимодействий органа исполнительной власти, его составных частей. Так, одна из характерных особенностей ее состоит в том, что она выступает организационной основой функционирования всех его элементов и в качестве таковой прямо или косвенно воздействует на все стороны его деятельности. Недостатки в структурной организации органа исполнительной власти могут вести, например, к тому, что затрудняется сбор, передача и обработка информации, персонал служащих используется неэффективно. С другой стороны, нарушение документооборота, низкий уровень квалификации служащих могут повлечь за собой рост штатной численности, дублирование в работе, усложнение систем взаимодействия.
Совершенствование структуры органов исполнительной власти требует в этой связи широкое использование системного подхода.
В частности, создание, слияние или ликвидация структурных звеньев органа исполнительной власти сопровождается перераспределением, слиянием, ликвидацией его функций, а следовательно, изменением порядка планирования, материально технического снабжения, организации, стимулирования труда, финансирования.