Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Курс права социального обеспечения — Страница 139 — Ваш юрист

Курс права социального обеспечения

 

1 Покровский И.А. Указ. соч. С. 75.

2 Гурвич В.Д. Философия и социология права. СПб., 2004. С. 297 — 298.

3 Новгородцев П.И., Покровский И.А. О праве на существование. Социально-философские этюды. СПб.-М., 1911.

4 Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918. С. 125.

5 Астров П.И. Русская фабричная медицина. М., 1911. С. 6 — 9; Он же. Юридические предпосылки рабочего права. М., 1911. С. 5 — 8; и др.

Естественно-правовая концепция акцентировала внимание на свободе и автономии личности, ее индивидуальности, независимости от усмотрения и произвола государственной власти. Она строилась на трех исходных предпосылках: свобода поведения человека в отношении государства и других лиц; ограничение вмешательства государства и других лиц в частную сферу человека; определение границ дозволенного человеку и дозволенного в отношении него. И. Кант в этом контексте определил право как «совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» 1 . Н.М. Коркунов подчеркивал, что если нравственность дает оценку интересов, то право — их разграничивает 1 . Идея естественных прирожденных прав человека призвана была поставить заслон всевластию государства и заложить основы правового государства.

 

1 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 59.

Однако уже в конце XIX в. стали все более ярко проявляться классовые противоречия, резкая поляризация между богатством и бедностью, которые могли привести к социальному взрыву. Это предопределило поиск новых способов снятия социальной напряженности. Родилось новое, «позитивное» понимание свободы, означающее обязанность государства обеспечить социально ориентированную политику, политику «выравнивания социального неравенства» (приоритет равенства в отношении индивидуальной свободы). Это резко повысило авторитет нормативистской (позитивистской) теории. Новое, «положительное» понимание свободы, как писал П.И. Новгородцев, представляло целый переворот понятий, который знаменует новую стадию в развитии правового государства, трансформацию идеи свободы под влиянием идеи равенства 1 . Французский социолог и юрист Л. Дюги отмечал «умаление индивидуалистической доктрины» и появление обязанности правителей действовать. Одними из проявлений этой обязанности являются ее перевод «в юридическую обязанность обеспечить обучение и гарантировать труд» 2 , нормативное закрепление основных социальных и экономических прав человека.

 

1 Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000. (По изд. 1908 г.). С. 266 — 293.

2 Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909. С. 72.

Различные подходы к естественно-правовой и позитивистской концепциям, к взаимодействию права и государства, человека и государства сохранились и в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят отражение в конституциях современных государств. Так, в Конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена естественно-правовая доктрина прав человека, в Конституциях Австрии, ФРГ — позитивистская 1 . Между тем практика государств, признающих естественно-правовую доктрину происхождения прав человека, отнюдь не отвергает их позитивного оформления. Естественно-правовая доктрина и позитивистский подход в современном мире не выступают как антиподы. Конституционная практика развитых государств в известной мере сняла противостояние естественно-правового и позитивистского подходов к правам человека путем закрепления основных прав и свобод, которое исключает подавление и насилие государства по отношению к личности, отстаивает ее автономию и приоритет прав человека по отношению к государству. Отсюда выведенная американским юристом Р. Паундом конструкция «позитивные естественные права человека».

Пожертвованите на развитие ресурса