В теории требования наличия ресурсов должны учитываться индивидуально для каждого иммигранта. Однако на практике назрела необходимость введения единых требований наличия финансовых средств в виде сбережений или постоянного дохода для всех иммигрантов независимо от их индивидуальных характеристик. Тем не менее в течение подготовительного пятилетнего периода до полного уравнивания в праве на социальное страхование иммигрант будет обладать большими правами. Даже если он обеднеет после получения вида на жительство, его нельзя будет автоматически вернуть в родную страну, что было возможно раньше. Вместо этого государство должно предоставить ему услуги своей системы социального обеспечения. Особенно заманчива данная директива для жителей Восточной Европы, где размер социальных выплат — от четверти до половины от уровня социального обеспечения во Франции. Становится очевидным, что новый поток прямой миграции неизбежен. В результате может быть уничтожена сама система социального обеспечения и не только во Франции, но и в других странах ЕС. Может начаться длительный период уменьшения размеров социальной помощи, вызванный конкуренцией: произойдет отказ от старых социальных ценностей 1 .
1 Лукьянова Т.К. Реформы в социальной сфере: опыт Франции // Труд за рубежом. 2006. № 3. С. 95 — 118.
После Второй мировой войны начал закрепляться принцип, согласно которому размер пособия по безработице должен зависеть от утраченного заработка, хотя и может быть ограничен максимальным размером и сроком выдачи. При этом условия получения пособия по безработице были достаточно либеральными, а срок его получения либо ограничивался длительным временем (свыше 36 месяцев и более), либо вообще не лимитировался. К концу XX в. максимальное пособие по безработице в ряде стран превышало уровень минимальной заработной платы и было сопоставимо со средней заработной платой. Это было явной издержкой «общества всеобщего благоденствия», которое породило группы лиц, живущих на пособие по безработице и не имеющих стимула к поиску работы. Впрочем, начался и обратный процесс, связанный с легализацией права лишения пособия по безработице за неоднократный отказ от предоставляемой работы, уменьшением сроков выплаты пособия, введением обязанности для безработных пройти курс обучения и переобучения с последующим трудоустройством.
В России до начала XX в. обязательное страхование от безработицы так и не было введено.
Глава 3. СОВЕТСКОЕ И ПОСТСОВЕТСКОЕ
СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: КРАТКИЙ ЭКСКУРС
3.1. Советская модель социально-обеспечительного
законодательства: прорыв в будущее или торжество утопии
Наше государство и право прошли свой, особый, путь и на рубеже XX — XXI вв. вновь оказались на «перекрестке» дорог истории. Рассмотрим основные этапы этого пути.
Социальное обеспечение в России в период гражданской войны и политики «военного коммунизма» (конец 1917 г. — начало 1921 г.). Октябрьская социалистическая революция открыла первую страницу советской истории права. Это было пролетарское (революционное) право, которое носило классовый характер. В Манифесте коммунистической партии К. Маркс и Ф. Энгельс определяли право как возведенную в закон волю господствующего класса. Пролетарское право периода первых лет советской власти и военного коммунизма в соответствии с марксистско-ленинским учением рассматривалось как средство осуществления диктатуры пролетариата 1 . Это право оценивалось категориями не законности и правопорядка, а «революционного классового правосознания», «революционной целесообразности» 2 . Так, М.А. Рейснер, стоявший на позиции теории классового права, писал, что в первые годы советской власти трудовая повинность и трудовое землепользование являлись воплощением социалистического равенства, дополненного распределением продуктов питания и потребления пропорционально трудовой ценности каждого гражданина в Стране Советов 3 . Даже такой известный цивилист, как А.Г. Гойхбарг, стал глашатаем рискованных правовых экспериментов с целью предоставления пролетариату безвозмездно всех возможных социальных благ 4 . Создаваемая социалистическим государством в первые годы советской власти система социального обеспечения (распределения и потребления) носила ярко выраженный классовый характер. Напомним, что некоторые проблемы государственного социального обеспечения (социальной помощи) в советский период были рассмотрены в предыдущем разделе.