1 СУ РСФСР. 1921. № 76. Ст. 627.
2 СУ РСФСР. № 76. Ст. 627; СУ РСФСР. 1921. № 79. Ст. 682.
3 Правила о пособиях на рождение ребенка. Утверждены НКТ СССР 17 апреля 1932 г. // Известия НКТ СССР. 1932. № 20. Ст. 265.
28 декабря 1921 г. принимается Декрет «О социальном обеспечении при безработице» 1 . Одновременно были введены пособия на погребение застрахованных и членов их семей 2 . Вводилось взимание взносов с государственных, кооперативных, общественных и частных предприятий, которые шли на нужды лечения застрахованных в соответствии с Декретом от 19 декабря 1921 г. «О страховании на случай болезни» 3 . При этом сохранялся принцип бесплатности медицинского обслуживания, финансирование здравоохранения осуществлялось в пределах возможностей местных бюджетов. Однако застрахованным лицам расширялась медицинская помощь за счет средств социального страхования. Таким образом, к началу 1922 г. страховые взносы были расчленены на взносы на социальное страхование от безработицы, временной нетрудоспособности, болезни, на социальные пособия. При этом социальное обеспечение продолжало строиться на строго классовом подходе. Его лишались бывшие помещики, фабриканты, офицеры белых армий, служащие полиции и другие лица, лишенные избирательных прав.
1 СУ РСФСР. 1922. № 1. Ст. 23.
2 СУ РСФСР. 1921. № 79. Ст. 669.
3 СУ РСФСР. 1922. № 1. Ст. 20.
Как уже указывалось, после образования СССР в 1922 г. социальное обеспечение осталось в ведении союзных республик, а общефедерального органа управления создано не было. Социальным обеспечением сначала ведали наркоматы республик, а с 1923 г. — Наркомат труда СССР. В 1926 — 1927 гг. в некоторых закавказских республиках наркоматы социального обеспечения были слиты с республиканскими комиссариатами внутренних дел и комиссариатами труда. Аналогичный процесс произошел и в ряде автономных республик РСФСР. В.Н. Дурденевский оценивал эти процессы неоднозначно 1 и даже скорее настороженно, вопреки официальным разъяснениям об оптимизации структуры управления.
1 Дурденевский В.Н. Лекции по праву социальной культуры. М.-Л., 1929. С. 296.
И.Ф. Энгель собрал статистические данные по результатам работы страховых касс за 1922 — 1928 гг. и пришел к неутешительным выводам. Во-первых, он констатировал, что при росте числа застрахованных не удалось охватить социальным страхованием пролетариат мелких предприятий и батраков в деревне. Во-вторых, он отметил, что «существующий страховой тариф совершенно недостаточен для того, чтобы покрыть расходы, обусловленные теми высокими нормами социального обеспечения, которые установлены социально-страховым законодательством пролетарской диктатуры» 1 .
1 Энгель И.Ф. Социальное страхование в СССР. М., 1929. С. 67.
В отношении пролетариата Наркомат социального обеспечения РСФСР ставил задачу приближения социального обеспечения к рабочим массам путем привлечения к работе по социальному обеспечению рабочих в комиссиях по охране труда на фабриках и заводах, создания при собесах выборных органов по социальному обеспечению. Совнарком РСФСР принимает также ряд постановлений: о социальном обеспечении при инвалидности лиц, занятых наемным трудом, о социальном обеспечении членов семейств трудящихся в случае смерти кормильца 1 , а позднее, в 1925 г., ЦИК и Совнарком принимают Положение об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств умерших или безвестно отсутствующих застрахованных и инвалидов труда 2 . По страховому законодательству этого периода достижение престарелого возраста само по себе еще не являлось основанием для пенсионного обеспечения. Старость принималась во внимание лишь как одна из возможных причин инвалидности. По экономическим причинам «старческие пенсии» в тот период так и не стали всеобщими. Впрочем, лица старше 50 лет, утратившие трудоспособность и имеющие восьмилетний стаж наемного труда, имели право на пенсию в порядке социального страхования 3 .