1 СУ РСФСР 1921. № 79. Ст. 672, 681.
2 СЗ СССР. 1925. № 57. Ст. 429.
3 Каминская П.Д. Советское трудовое право. Харьков, 1927. С. 348 и далее.
Постановлением СНК РСФСР от 30 августа 1923 г. «О порядке передачи учреждений социального воспитания, содержащихся за счет культурных фондов профессиональных союзов и хозяйственных органов, органам Народного комиссариата просвещения» 1 все учреждения социального воспитания, обслуживающие детей рабочих и служащих, школы, детские дома, учреждения дошкольного воспитания и т.п., были переданы Народному комиссариату просвещения РСФСР и содержались за счет отпускаемых государством средств.
1 СУ РСФСР. 1923. № 74. Ст. 723.
Предусматривалась и политика натурализации социального обеспечения рабочих по трем направлениям: 1) создать учреждения социального обеспечения, в том числе учреждения для использования труда инвалидов, школ для их обучения и переобучения; 2) включить обеспечиваемых, в известных случаях их нетрудоспособности, в сферу общего снабжения комитетом продовольствия наряду с трудоспособными элементами (например, снабжение беременных и рожениц по специальным карточкам); 3) охватить всю массу нетрудоспособных, сирот, вдов, которая не может быть обеспечена ни в учреждениях вследствие недостаточности последних, ни путем зачисления их на общее снабжение 1 .
1 Милютин Н. Социальное обеспечение рабочих // Вопросы социального обеспечения. 1921. № 2. С. 13.
В отношении крестьянства политика социального обеспечения была иной. Декретом СНК РСФСР от 14 мая 1921 г. «Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев» предписывалось образовывать при сельсоветах и волостных исполкомах крестьянские комитеты взаимопомощи. Эти комитеты должны были осуществлять внутреннее самообложение для помощи нуждающимся, распределять государственные денежные средства, организовывать общественную трудовую помощь и др. Н. Милютин по этому поводу писал, что «построить сейчас в деревне социальное обеспечение на основах государственной помощи — дело совершенно безнадежное, здесь должен быть применен иной метод, отвечающий укладу жизни деревни — организация обществ взаимопомощи» 1 . Нарком социального обеспечения А.Н. Винокуров считал, что необходима дифференциация крестьянства в целях социального обеспечения. В отношении беднейшего крестьянства в будущем необходим их перевод на государственное обеспечение наравне с рабочими и служащими. Крестьяне-середняки получают помощь от крестьянских комитетов взаимопомощи на основании самообложения. Но такая форма социального обеспечения не является добровольной и, как следует из упомянутого Декрета, носит обязательный характер 2 .
1 Милютин Н. Перспективы социального обеспечения крестьян // Бюллетень Наркомата социального обеспечения. 1921. № 1. С. 5 — 6.
2 Винокуров А. Социальное обеспечение крестьян // Бюллетень Наркомата социального обеспечения. 1921. № 1. С. 10 — 12.
Таким образом, в период нэпа сложились три основные формы социального обеспечения: 1) социальное страхование лиц наемного труда; 2) государственно-обязательная взаимопомощь крестьянства; 3) государственное обеспечение в учреждениях социального обеспечения, учебно-профессиональных и производственных мастерских 1 . Этот период характеризуется восстановлением обязательного социального страхования наемных работников.