1 Милютин Н. Социальное обеспечение в России // Вопросы социального обеспечения. 1922. № 3. С. 3 — 8.
Социальное обеспечение в период форсированного развития экономики (1929 — 1936 гг.) В этот период в стране решались задачи индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции. С учетом названных задач развивается и социальное обеспечение в русле его централизации и унификации. Социалистическая индустриализация определялась главной задачей в строительстве социализма. В этой связи особое внимание уделяется социальному обеспечению рабочих. В данный период вводится социальное страхование по старости трудящихся отдельных отраслей промышленности (вначале для рабочих предприятий текстильной промышленности — с 1928 г.). Если с 1917 по 1927 г. старость («старческая дряхлость») признавалась как одна из причин инвалидности, дававшей право на пенсионное обеспечение, то с 1928 г. старость становится самостоятельным основанием пенсионного обеспечения. Как подчеркивал Е.И. Астрахан, пенсионное обеспечение по старости стало осуществляться «вне зависимости от состояния трудоспособности (но при наличии определенного трудового стажа)» 1 . Л.Я. Гинцбург, характеризуя нормативные акты о пенсионном обеспечении рассматриваемого периода, отмечал, что согласно Постановлению Союзного совета социального страхования от 5 января 1928 г. «право на обеспечение обусловлено двумя моментами: возрастом и стажем» 2 .
1 Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971. С. 88.
2 Гинцбург Л.Я. Трудовой стаж рабочих и служащих. М., 1958. С. 47.
В 1929 г. принимается решение о создании единого бюджета социального страхования СССР. В этот период принимается также ряд нормативных актов об отдельных видах социального страхования. Так, 13 февраля 1930 г. ЦИК СНК СССР утвердил Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию 1 , которое называли «малой кодификацией». 23 июня 1931 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О социальном страховании» 2 , которое поставило размеры пособий по временной нетрудоспособности в зависимость от принадлежности к социальной группе (рабочие или служащие), членства в профсоюзе, общего трудового стажа. Шагом вперед стало введение понятий профилактики заболеваемости и социально-бытовой помощи. Соцстрах взял на себя все расходы на санаторно-курортное лечение и путевки, а также финансирование яслей, детских садов, молочных пунктов, пионерских и молодежных лагерей, бань, прачечных. В этом акте впервые легализуются ограничения полной компенсации заработка наемного работника в период временной нетрудоспособности (для нечленов профсоюзов, служащих и др.). Это было сознательное отступление от «ленинской страховой программы», которая и до этого не исполнялась, а теперь стала игнорироваться в значительной части грубо и открыто.
1 СЗ СССР. 1930. № 11. Ст. 131.
2 СЗ СССР. 1931. № 41. Ст. 283.
В связи с решением задач культурной революции вводится пенсионное обеспечение за выслугу лет народным учителям, работающим в сельской местности (1925 г.), затем и в городах (1929 г.), в 30-е гг. — медицинским, ветеринарным работникам, агрономам, писателям и работникам изобразительных искусств. В 1932 г. пенсионное обеспечение по старости было распространено на всех рабочих и на часть служащих, были повышены нормы пенсий, введены надбавки за продолжительный срок работы, легализован новый вид пенсии за выслугу лет.