Несмотря на достигнутые успехи и гарантированность социального обеспечения, СССР в последние годы существования находился по уровню жизни населения примерно на 50-м месте в мире.
3.2. Социально-обеспечительное законодательство
в постсоветский период: в поисках образа
История — железнодорожное полотно в одну колею,
поэтому во избежание несчастного случая не следует
нестись сломя голову навстречу приближающемуся поезду
или в поэтической задумчивости бродить по шпалам.
Э.Мунье (1905 — 1950),
французский философ
Распад Советского Союза, приватизация государственной собственности сопровождались глубоким системным социально-экономическим кризисом (рост инфляции, дефицит государственного бюджета, существенное снижение уровня жизни населения и т.д.). В начале 90-х гг. у российских реформаторов отсутствовала системная концепция социальной политики в переходный период. Отметим, что в этот же период в ряде европейских стран бывшего социалистического лагеря, где еще во времена социализма применялись элементы рыночного механизма (так называемый рыночный социализм), принимались подобного рода специальные программы. В Венгрии — это Программа перестройки и развития экономики, в которую был включен специальный раздел «Защита и развитие человеческих ценностей» с подробным анализом проблем и методов их решения в сфере занятости, социального обеспечения, образования, здравоохранения, культуры. В Чехословакии также в 1990 г. наряду со сценарием экономических реформ был разработан и принят Сценарий социальных преобразований на переходный период 1 . В России подобной программы в начальный период не было, и проблемы во многом решались по ходу их возникновения. Первые концептуальные социальные программы появились лишь к середине 90-х гг. (например, Концепция пенсионной реформы, одобренная Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г., и Программа пенсионной реформы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г.).
1 Соколова Т.В. Социальное реформирование в странах Центральной и Восточной Европы: проблемы и опыт // Труд за рубежом. 2002. № 1. С. 36.
Формирование новой системы социального обеспечения шло сложно, со значительными социальными издержками, не всегда эффективными и последовательными социальными реформами. Можно выделить три основных направления реформирования социалистической государственной системы социального обеспечения, которые сопровождались принятием соответствующих законов:
1) возрождение обязательного и добровольного социального страхования;
2) возрождение системы государственного вспомоществования (общественного призрения) бедных — государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам;
3) реорганизация государственного социального обеспечения отдельных категорий граждан.
На первом этапе начали возрождаться страховые формы социального обеспечения. В России были созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре социально-страховых фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР) (1990 г.); Фонд социального страхования (1992 г.); фонды обязательного медицинского страхования (1993 г.), Государственный фонд занятости населения в РФ (1991 г. (в 2001 г. упразднен)). Соответственно формируется нормативная база обязательного социального страхования по видам социальных рисков. Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения» 1 были введены пособия по безработице и определялись государственные меры по трудоустройству безработных. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрел как обязательные, так и добровольные (договорные) формы медицинского страхования населения 2 . В 1998 г. законодатель отказался от гражданско-правовых механизмов компенсации ущерба жизни и здоровью работников и принял специальный Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» 3 . Практически до 2006 г. сохранялась советская нормативная база правового регулирования страхования на случай временной нетрудоспособности и зависимость размера назначаемых пособий от непрерывного трудового стажа 4 .