1 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
2 Федеральные законы от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4693); от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1998. № 31); от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880).
3 Законы РФ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 50. ст. 4872); от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (Там же. Ст. 3198); от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов» (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563).
В рассматриваемый период формируется нормативная база государственного социального обеспечения отдельных категорий лиц. Перечень выплачиваемых пособий пополнился также новыми пособиями беженцам 1 , вынужденным переселенцам 2 , лицам, пострадавшим в связи с участием их в борьбе с терроризмом 3 , медицинским работникам, заразившимся ВИЧ-инфекцией при выполнении своих обязанностей 4 и др.
1 Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 425.
2 Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Ведомости ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 427.
3 Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.
4 Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.
Наряду с социальными выплатами (пособия, пенсии), социальными услугами в социальной поддержке населения значительная роль отводилась социальным льготам и компенсациям. В 90-е гг. в связи с экономической нестабильностью, дефицитом государственных финансов законодатель пошел по пути расширения сферы предоставления социальных льгот (скидки по оплате жилья, коммунальных услуг, льготы по предоставлению жилищных субсидий, бесплатному проезду на транспорте, бесплатная или с частичной оплатой выдача лекарств и др.). Если первоначально правом на такие льготы пользовались в основном ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и др., то впоследствии их распространили на иные категории лиц, в том числе и пенсионеров. Количество этих льгот насчитывало свыше 400, и они охватывали значительную часть населения 1 . Льготы предусматривались не только законами, но и подзаконными актами. Закон «О государственной социальной помощи» (1999 г.) подразделил все социальные льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (военнослужащим и др.); льготы за особые заслуги перед государством (ветеранам войны, труда и др.) и льготы нуждающимся лицам (многодетным семьям, инвалидам и др.). Этот перечень льгот можно было бы дополнить льготами-компенсациями пострадавшим лицам от политических репрессий 2 , подвергшимся воздействию радиации 3 , и др. При этом реально социальные льготы предоставлялись получателям далеко не в полном объеме. Кроме того, предоставление натуральных льгот в условиях действия рыночных механизмов означало, что бюджет должен был в полном объеме и своевременно компенсировать организациям, оказывающим социальные услуги, соответствующие затраты. Но этого не происходило. В этих условиях неизбежно встал вопрос о реформировании системы льготного обеспечения, тем более что в последние годы в связи с благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть в доходной части государственного бюджета появились значительные денежные ресурсы. Финансовая устойчивость государственного бюджета во многом продиктовала проведение реформ в форме монетизации льгот и расширения федеральных целевых программ.