Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Курс права социального обеспечения — Страница 135 — Ваш юрист

Курс права социального обеспечения

Философия права как наука не имеет однозначной оценки. Начнем с того, что по-разному решается вопрос о том, является ли философия права юридической или философской дисциплиной. Г. Гегель в классическом труде «Философия права» (1820 г.) утверждал, что философия права есть часть философии и имеет своим предметом идею права как свободы, как проявление свободной воли и ее осуществление 1 . Он считал философию права философской наукой и в качестве таковой отличал ее от правовой науки, или юриспруденции 2 . Такие подходы встречаются и в современной литературе.

 

1 Гегель Г. Философия права. М., 1990.

2 Туманов В.А. Гегель и современная буржуазная философия права // Философия Гегеля и современность. М., 1977. С. 32.

Другой подход связан с пониманием философии права как составной части науки о праве (юридической дисциплины). Но и здесь свою роль сыграл вечный спор представителей школ естественного и позитивного права. Философия права чаще всего ассоциировалась с системой естественного права, в том числе и представителями дореволюционной российской школы права 1 . П.И. Новгородцев отмечал, что философия права издавна развивалась на почве естественно-правовых воззрений. В частности, он писал, что «естественное право представляет собой неискоренимую потребность человеческого мышления и исконную принадлежность философии права. Можно сказать даже, что по своей идее это и есть сама философия права» 2 . В этом смысле философия права противопоставлялась позитивному (юридически действующему, положительному) праву. Философия права рассматривалась как «естественное… право или идеальное право, первообраз права, имея в виду представить то, что праведно и справедливо или в чем состоит право и справедливость» 3 . Иными словами, философия права, тождественная по сути теории естественного права, имела в основе доктринальную оценку действующего (позитивного) права с позиций «идеального права».

 

1 Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, 1914; Чичерин Б.Н. Философия права М., 1900; и др.

2 Новгородцев П.И. История философии права. М., 1897. С. 190.

3 Редкин П.Г. Из лекции по истории философии права в связи с историей философии вообще. Т. 1. СПб., 1889. С. 198.

Представители школы позитивного права обосновывали иной взгляд на философию права как философию позитивного права. Яркий представитель этой школы Г.Ф. Шершеневич настаивал на том, что философия права должна изучать как действующее право — право как оно есть, так и право, каким оно должно быть. Задача философии права, по мнению ученого, двоякая — теоретическая и практическая. Практическая состоит в построении идеала правового порядка. В этом смысле она должна соединять в одно стройное представление различные теоретические положения отраслевых наук, быть связующим звеном и общим началом всей правовой политики. В этой связи в структуру философии права Г.Ф. Шершеневич включал три части: общую теорию права, историю философии права и политику права. Общая теория права составляла теоретическую часть философии права. Его история имела своей задачей последовательное изложение представлений о праве, его сущности, правовом порядке. Перед политикой права стояла задача оценки существующего законодательства и разработки мер, направленных на его совершенствование 1 .

Пожертвование на развитие ресурса