1 Шершеневич Г.Ф. Философия права. Т. 1. Вып. 4. М., 1911.
В советской юридической науке (1917 — 1991 гг.) не нашлось места философии права как самостоятельной юридической дисциплине. Единственно верным учением о праве была провозглашена марксистско-ленинская философия. Идеологическая направленность в исследовании догм права стала основой советского правоведения. Л.С. Явич писал: «В советской науке речь идет о диалектико-материалистической философии права — стержневой структуре марксистско-ленинской общей теории юридической надстройки над экономическим базисом классового общества» 1 . Господство нормативистского (позитивистского) подхода к праву предопределял примат общей марксистско-ленинской теории права в системе юридических наук. По словам Л.С. Явича, «марксистско-ленинская общая наука о праве оказалась в состоянии органически связать философское, социологическое, кибернетическое и другие подходы к правовой действительности. Общая теория права немыслима вне специальной юридической теории позитивного права» 2 . С позиций сегодняшних реалий С.С. Алексеев охарактеризовал советскую общую теорию права как некий конгломерат данных юридического позитивизма и «подогнанных» под современность марксистских догм, партийных директив 3 .
1 Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985. С. 6.
2 Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 10.
3 Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 170.
В современной интерпретации философия права рассматривается как особое направление науки о праве, находящейся на стыке философии и правоведения, о взаимодействии теорий естественного и позитивного права в тех или иных их современных модификациях, течениях в оценке права. Так, В.С. Нерсесянц определял философию права как междисциплинарную науку, имеющую основополагающее место в системе юридических и других гуманитарных наук. Он подчеркивал, что философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народа и человечества 1 .
1 Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 7, 14.
Многомерность права предполагает и различные подходы к его трактовке, определению сущности права. Несмотря на огромное количество различных правовых школ, в юридической науке выделяют три основные, каждая из которых имеет свои своеобразные течения, ответвления. Практически каждая из этих школ в той или иной мере затрагивала вопросы философии права социального обеспечения, в том числе проблемы права на существование, теории и практики социального права, о чем речь пойдет ниже. В этой связи остановимся на их общей характеристике. Во-первых, это школа естественного права (близкие этой школе течения: психологические, солидаристские и др.). В основе правовых учений такой школы лежат правовые идеи, идеальное право. В теории естественного права это естественные прирожденные неотчуждаемые права человека (Г. Гроций, Дж. Локк и др.); у солидаристов (Л. Буржуа, Л. Дюги и др.) — общественное согласие, солидарность, у сторонников психологической теории права — эмоциональные, нравственные начала (Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др.) 1 .