Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Курс права социального обеспечения — Страница 138 — Ваш юрист

Курс права социального обеспечения

 

1 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 62.

В конце XVIII — XIX в. были легализованы программные требования естественного права, касающиеся закрепления гражданских прав. Формальное равное право воплотилось в законе, но не оправдало социальных ожиданий. Это привело к кризису данной теории, снижению ее влияния на массовое правосознание. Это место было занято теорией «юридического позитивизма», которая тоже имела довольно длительную историю развития. Юридический позитивизм характерен для периодов стабильного существования государства. На рубеже XIX — XX вв. возродилась теория естественного права, число сторонников которой среди российских юристов было достаточно обширно 1 .

 

1 Гессен В.М. Возрождение естественного права. СПб., 1902; Кистяковский Б.А. Права человека и гражданина // Вопросы жизни. 1905. № 1. С. 116 — 142; Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. XVI — XIX вв. М., 1914; Петражицкий Л.И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права // Юридический вестник. М., 1913. Кн. II. С. 5 — 59; Соловьев В.С. Право и нравственность: очерки из прикладной этики // Собр. соч.: В 9 т. Т. 7. СПб., б.г. С. 487 — 617; Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900; и др.

И.А. Покровский писал, что в этот период начались поиски «потерянной идеи права», «правильного права». И эти поиски привели не к чему иному, как к возрождению того, что казалось похороненным навсегда — к возрождению естественного права 1 . Начало этому положил теоретик неокантианской школы научного идеализма Р. Штаммлер, обосновавший новое понятие «естественное право с изменяющимся содержанием». Возрождение естественного права в конце XIX — начале XX вв. выражало чаяния рабочего класса об установлении нового правопорядка, так же как и естественное право XVII — XVIII в. выражало чаяния третьего сословия. Естественное право периода буржуазных революций имело в основном индивидуалистическую тенденцию, естественное право XX в. обладало преимущественно тенденцией социальной, доходящей до тенденции социализации 2 . В частности, П.И. Новгородцев и И.А. Покровский подчеркивали юридическое значение естественного права человека на существование и прямо связали его с «достойным вознаграждением» за труд на уровне не ниже прожиточного минимума и социальной поддержкой неимущих со стороны государства. Они резонно отмечали, что пользование самыми широкими политическими и гражданскими свободами может быть парализовано недостатком средств, что приведет к иной форме несвободы 3 . Основываясь на доктрине естественных прав человека, Л.С. Таль писал о том, что «рабочей силе, как предмету обязательства, присущи все особенности личных благ. Они не могут быть отчуждаемы». Продолжая эту мысль, Л.С. Таль подчеркивал: «Современное правосознание явно склоняется к признанию рабочей силы частью личной правовой сферы человека и требует охраны от посягательств наравне с другими личными благами» 4 . Его современник П.И. Астров прямо связывал законодательную охрану лиц наемного труда с их правом на жизнь и здоровье, которые не могут быть предметом договора. Он исходил из неразрывности личности и наемного труда работника, а правовую охрану трудовых прав личности в процессе труда признавал первейшей задачей рабочего права 5 . К изложенной идее мы еще вернемся, когда будем рассматривать теории индивидуализма и солидарности (солидаризма) в интерпретации социального права.

Пожертвование на развитие ресурса