1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 87 — 89; Т. 41. С. 384.
При этом надо иметь в виду, что положительные черты советской правовой системы были связаны, по мнению большинства ученых, преимущественно с трудовым правом и правом социального обеспечения. С.С. Алексеев по этому поводу писал: «В советской юридической системе существовали по формальному замыслу и объявленным принципам некоторые явно благородные, впечатляющие социалистические элементы, в том числе касающиеся оплаты и охраны труда, отдыха, компенсаций и др. Во многих правовых институтах прослеживалась направленность на «защиту интересов людей труда» 1 .
1 Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 506.
Право в этой теории рассматривалось как орудие классового господства диктатуры пролетариата, позднее как продукт деятельности общенародного социалистического государства, как выражение воли господствующего класса — пролетариата, затем — общенародной воли новой общности — советского народа. На первых этапах становления социалистического государства, отказа от буржуазного права пролетарское право ассоциировалось не только с первыми декретами советской власти, но и с революционным правосознанием, революционными призывами. Ярким образчиком такого плакатно-лозунгового осмысления права служат первые исследования социальной сущности советского права и социального законодательства 1 . Этот переломный момент в истории, смена общественно-экономических формаций, как отмечалось в литературе, сопровождается возрождением естественно-правовой теории. Революционное правосознание, по оценке С.С. Алексеева, — что-то вроде революционного естественного права 2 . После 1917 г. в официальной науке утвердился взгляд, что декреты, суды и другие институты юриспруденции пришли к нам из прошлого, являются буржуазными, но могут быть использованы пролетариатом «при нанесении смертельного удара буржуазии» и будут заменены «социальным правом переходного периода» 3 . Первые декреты советской власти вводили известные прогрессивные (хотя и формальные) положения, обеспечивающие защиту интересов людей труда, малообеспеченных, обездоленных. Вряд ли здесь можно обойтись однозначными оценками, хотя декларативность и утопичность значительного числа законодательных актов очевидны.
1 Аскназий С.Е. Очерк социального законодательства Советской Республики. М.-Пг.-Киев, 1920; Гойхбарг А.Г. Социальное законодательство Советской Республики. М., 1919; и др.
2 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 482.
3 Гойхбарг А.Г. Пролетарская революция и гражданское право // Пролетарская революция и право. 1918. № 1. С. 17.
Становление советской правовой науки в первые годы советской власти характеризовалось разнообразием научных направлений: от социологических, которые определяли революционное право как порядок (систему) общественных отношений 1 либо правоотношений 2 , соответствующих интересам господствующего класса, до нормативно-юридических, где право рассматривалось как выражение в законах и правовых обычаях общественных отношений, охраняемых государством 3 . Революционное пролетарское право как право диктатуры пролетариата носило ярко выраженный репрессивный характер по отношению к «врагам революции» в лице буржуазии и прочих «нетрудовых элементов». Позднее, особенно в условиях сталинских репрессий, главными противниками стали «левые и правые уклонисты» от линии партии и народа — «враги народа».