1 Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983. С. 342 — 343.
2 Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 69.
4.2. Право на существование, право на труд
и право на социальное обеспечение:
опыт философско-правового осмысления
Философия естественного права и идея «общего блага». Идея «общего блага» встречается в трудах еще древних философов (Демокрит, Платон, Аристотель и др.), затем разрабатывалась стоиками (Цицерон, Сенека и др.). В основе она имела естественно-правовые корни. По естественно-правовой сути общее благо всех членов сообщества в условиях государственной формы организации является и благом каждого. Именно государство призвано защитить «общее благо», «дело народа», «общий правопорядок». Аристотель высшим критерием блага признавал золотую середину, равновесие справедливости — распределяющей и уравнивающей. Принцип распределяющей справедливости означает необходимость деления соответствующих благ для всех граждан по достоинству, пропорционально вкладу или взносу в общее дело того или иного гражданина. Уравнивающая справедливость основана на воздаянии равным, например при назначении наказания.
Философия права Средневековья также имела в арсенале теорию общего блага. Ф. Аквинский (1226 — 1274) с позиций христианской теологии подчеркивал, что закон дает известное установление разума для общего блага всех членов общества.
Школа естественного права, начиная с периода Нового времени, имела два основных направления: индивидуалистическое, развиваемое Т. Гоббсом (1588 — 1679), С. Пуфендорфом (1632 — 1694), Д. Локком (1632 — 1704), Ж-Ж. Руссо (1712 — 1778) и И. Кантом (1724 — 1804), и социальное, представителями которого были Г. Гроций (1583 — 1645), Г. Лейбниц (1646 — 1716) и физиократы, позднее солидаристы, англосаксонские неолибералы.
Многие русские философы и теоретики права могут быть отнесены по философским воззрениям к числу неокантианцев, приверженцев индивидуалистических теорий. Главная заслуга И. Канта виделась в переносе христианских заповедей в сферу науки: «Не делай другим того, чего не желаешь самому себе» — «Действую так, чтобы правило твоей деятельности посредством твоей воли стало всеобщим законом» и «Люби ближнего, как самого себя» — «Действуй так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, всегда употреблялось тобой как цель и никогда как средство» 1 . Последователи индивидуалистической теории, основываясь на естественном законе «выживания наиболее приспособленных и сильных», боролись против идеи социальной политики государства, задача которой состояла в поддержке малоимущих и неблагополучных (Дж.С. Милль, Г. Спенсер и др.).
1 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. С. 234 — 236.
Г. Гроций определял государство как союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Философы, придерживающиеся социального направления, пытаясь преодолеть индивидуализм и этатизм, «юридизировали» социальный долг государства. Так, французские солидаристы полагали, что для осуществления справедливости первым делом нужно установить равновесие, уравнивание в положении разных членов общества, что происходит через социальное законодательство государства: защита женщин и детей, прогрессивные налоги на доходы и др. Весьма схожую позицию применительно к концепции социальной справедливости занимали и англосаксонские неолибералы (Г. Самуэль, Д. Ллойд Джордж), которые требовали установления равенства в исходном положении, а с этой целью — и «минимального жизненного стандарта».