2 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 580. Это же отмечал впоследствии И.А. Ильин ( Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 253).
3 Рождественский А. Теория субъективных публичных прав. Критико-систематическое исследование // Ученые записки Имп. Московского университета. Отдел. юрид. Вып. 42. М., 1913.
4 Кистяковский Б.А. Там же.
Русский и американский ученый П.А. Сорокин (1889 — 1968) в борьбе труда и капитала предрекал победу первому, но только через расширение полноты прав на «низы». Рост прав трудовых классов виделся П.А. Сорокину «в стремлении к равенству экономических благ, проявляющемуся в постепенном повышении заработной платы, в создании союзов рабочих для борьбы за ее повышение, в страховании от безработицы, старости, болезни» 1 .
1 Сорокин П.А. Проблема социального равенства // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 261.
По мнению английского ученого Т. Фауля, к концу XIX в. неимущие имели право на необходимую помощь в Швеции, Дании и Германии. Аналогичная ситуация имела место в Голландии. На уровне судебных прецедентов право требования общественного призрения закреплялось в Англии и отчасти в США. Отсюда он вывел своеобразный закон о том, что «каждое общество, достигшее известной степени цивилизации, находит решительно необходимым ради себя самого, т.е. ради удовлетворения чувства гуманности и надлежащего осуществления целей, для которых оно существует, принять меры, чтобы никто, несмотря на свою прошлую жизнь и на ее последствия, не погиб от недостатка необходимейших средств к существованию» 1 .
1 Фауль Т. Призрение бедных в Англии. СПб., 1899. С. 12.
4.3. Философско-правовое обоснование права
на существование (российская версия)
Идея права на существование «носилась в воздухе» в России, вероятно, уже на рубеже XVIII — XIX вв., впрочем, имея слабую опору в крепостной действительности. Некоторые исследователи считают, что уже у декабристов прослеживается «расширенное понимание права на жизнь» 1 , от которого совсем немного до обоснования права на существование. Но эта подготовительная интеллектуальная работа заняла почти век.
1 Киянская О.И. Пестель. М., 2005. С. 102; и др.
В России впервые право на существование концептуально было рассмотрено в работе философа В.С. Соловьева (1853 — 1900) «Оправдание добра» (1897 г.) 1 . Отметим два наиболее важных момента в ключе интересующей нас проблемы. Во-первых, выдающийся русский философ открыто выступил против славянофильской трактовки ненужности права. В этой связи юрист П.И. Новгородцев (1866 — 1924) отмечал: «Юрист найдет здесь, конечно, много промахов и недосмотров, но вместе с тем он должен оценить и серьезную заслугу. Эта заслуга касается самого дорогого и ценного для всей юридической науки, а именно доверия к идее права. Нравственная задача права — смирять злые наклонности, обуздывать упорный эгоизм лиц, бороться с несправедливостью и произволом сильных, обеспечивать общее равенство и свободу» 2 . Согласно В.С. Соловьеву, сущность права определялась как равновесие двух нравственных интересов — личной свободы и общего блага. «Задача права, — писал Соловьев, — вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божье, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад». Такой ад грозит человечеству с двух сторон: нарушение равновесия между личным и общественным интересом в пользу личного произвола, разрушающего общественную солидарность, грозит «жгучим адом анархий», а нарушение в пользу общественной опеки, подавляющей личность, грозит «ледяным адом деспотизма» 3 .