Литература по истории экономической мысли достаточно обширна 1 . Но совершенно особое место занимает фундаментальное экономико-социологическое исследование австрийского экономиста Й. Шумпетера 2 . Первые исследования описательного характера появились, вероятно, в XIII в. Это «Книга о принципах управления» Э. Колонны, работа «О наилучшем управлении общими делами» Ф. Петрарки. Конечно, в этих и последующих работах интересующие нас проблемы не только не были разрешены, но даже и не были поставлены. Это было скорее накопление эмпирического материала, определение подходов к названной проблеме. Например, итальянский герцог Д. Карала (1406 — 1487) еще в 70-е гг. XV в. в работе «О помехах правлению и добрым принципам» определил труд как главный источник богатства и предостерегал против его излишнего угнетения. Английский мыслитель Т. Гоббс (1588 — 1679) был одним из первых, кто достаточно четко определил труд как товар, подлежащий в таком качестве обмену. Его соотечественник Д. Локк (1632 — 1704) даже само понятие «частная собственность» выводил из прав человека на свою личность, включая право на свой труд и его результаты. Он стал автором идеи трудового обучения малолетних как вида социальной помощи. Д. Локк видел связь между ценностью рабочей силы и издержками на содержание рабочих, что открывало путь к осмыслению «мертвых издержек» производства (на выплаты инвалидам, обучение малолетних и др.).
1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994; 25 ключевых книг по экономике. История экономических учений от XVIII века до наших дней / Бетон А. и др. Челябинск, 1999; Жид Ш., Рост Ш. История экономических учений. М., 1918; Негеши Т. История экономической теории. М., 1995; Святловский В.В. Очерки истории экономических воззрений на Западе и в России. Ч. 1. СПб., 1913; и др.
2 Шумпетер Й. История экономического анализа // Истоки. Вып. 1. 1989. С. 248 — 310; Вып. 2. 1990. С. 220 — 267; Вып. 3. 1998. С. 358 — 464; Вып. 4. 2000. С. 344 — 398.
В той или иной мере вопросы труда и его обеспечения затрагивались в XVII — XVIII вв. в работах испанцев П.Ф. Наваретта, Ф.М. де ла Мата, немцев Ф.Л. фон Зеккендорфа, И.Г. фон Юсти. Последние двое отрицательно относились к цеховой организации производства, выступали за большую свободу труда и всеобщую занятость. И.Г. фон Юсти (1717 — 1771), один из первых ученых-административистов, считал, что правительство должно не только обеспечивать свободу конкуренции, но и принимать меры по борьбе с безработицей. Он заложил основы понимания административного права в широком смысле.
Первыми, кто осознал, что вынужденная безработица и бедность являются следствием какого-то порока в системе организации труда и что его надо преодолеть, были английские квакеры. Они и стали первыми исследователями данной проблемы. Еще в 1650 г. Г. Робинсон предложил создать службу поиска и найма. Десятью годами позднее Т. Лоусон предложил создать биржу труда — в смысле современных государственных агентств занятости. После «славной революции» (1688 г.) еще один квакер Д. Беллерс выдвинул идею учредить «коллегии труда», построенные на принципе обмена трудовыми услугами бедняков. По сути, предлагалась организация ассоциаций бедняков, которые своим трудом могли не только обеспечивать свое существование, но и получать некоторую прибыль. На этой идее трудовой самопомощи были основаны впоследствии союзные поселки Р. Оуэна, о чем будет сказано в дальнейшем. Но если целью проекта Д. Беллерса было самообеспечение бедняков и безработных, то при его реализации предприниматели имели в виду прежде всего прибыль. Как уже указывалось, в 1697 г. Д. Кэри учредил Бристольскую корпорацию помощи бедным, но она оказалась делом неприбыльным и вскоре была закрыта. В 1696 г. Д. Локк предложил систему «труд в счет налога», согласно которой сельских бедняков должны были распределять среди местных налогоплательщиков, чтобы они выполняли работу сообразно суммам, вносимым последними. Отсюда берет истоки система «рабочих на подхвате», санкционированная Актом Гилберта (1782 г.). Порочная идея о возможности «делать деньги» на использовании труда бедных начала проникать в экономическое сознание, как и идея о пагубности помощи бедным 1 .