Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Курс права социального обеспечения — Страница 176 — Ваш юрист

Курс права социального обеспечения

 

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 17.

2 Там же. С. 19; Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 93 — 99.

Сохранение буржуазного равного права при социализме (первой фазе коммунизма), согласно марксистскому учению о двух фазах развития коммунистического общества, как уже отмечалось, имеет место только в отношении распределения по труду. Оно ограничивается только этой сферой и уже не распространяется на сферу производства, где уничтожена частная собственность и господствует социалистическая обобществленная собственность. Уравнительность в распределении при социализме в тот период вылилась в государственное нормирование, учет и контроль за мерой труда и потребления. В.И.Ленин писал, что «учет и контроль — вот главное, что требуется…для налаживания первой фазы коммунистического общества. Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного государственного «синдиката». Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно, соблюдая меру работы и получали поровну» 1 . Таким образом, в основу трудового права и права социального обеспечения положен принцип государственного контроля и учета за мерой труда и потребления. Л.С. Явич, цитируя труды классиков марксизма-ленинизма, писал, что при социализме ни происхождение человека, ни его богатство, а только характер участия личности в общественно-полезной деятельности определяет его юридически гарантированные возможности пользования материальными и культурными ценностями 2 . Но многие из принципиальных выводов марксизма, в том числе о росте богатства меньшинства и нищеты большинства, о непрерывном усилении классовой борьбы, о полной связанности надстройки (в том числе права) базисом, о неизбежности краха капитализма вследствие общего кризиса, в долгосрочной перспективе не оправдались. Отчасти это связано с тем, что при капитализме была создана достаточно эффективная система права социального обеспечения, что предотвратило рост классовой напряженности, а затем способствовало росту реального уровня жизни всего населения. В значительной степени этому способствовала доктрина Дж. М. Кейнса (кейнсианство).

 

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 101.

2 Явич Л.С. Общая теория права. М., 1976. С. 28.

5.3. О новых социологических подходах к проблемам

социального обеспечения (от кейнсианства до концепции

государства, поддерживающего труд)

Кейнсианство. Представляется, что определенный интеллектуальный переворот, совершенный выдающимся британским экономистом Дж. М. Кейнсом, оказал определенное влияние также и на развитие науки права социального обеспечения. Свое социальное кредо английский ученый определил в основном не в своем классическом труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), а в очерке-памфлете «Конец laissez-faire» (1926 г.). Именно критический анализ социальных воззрений предшественников (И. Бентама, Дж. С. Милля, А. Маршалла и др.) позволил выйти Дж. М. Кейнсу на новую социальную доктрину. Труды британского исследователя стали своеобразным фокусом, отразившим предшествующие теоретические наработки и определившим во многом направление дальнейших научных исследований и практических социальных преобразований. Отметим, по многим аспектам данной теории созвучные идеи высказывали и отечественные ученые, в том числе уже упомянутые П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, а также и зарубежные ученые, например С. Вебб и Б. Вебб 1 .

Пожертвование на развитие ресурса