Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Курс права социального обеспечения — Страница 180 — Ваш юрист

Курс права социального обеспечения

3 Там же. С. 448 — 453.

При этом констатируется, что интеллектуальные способности человека, его знания и составляют «человеческий капитал». Если в индустриальную эпоху «корпоративный раб» обменивал значительную часть своих знаний и свобод на прожиточный минимум и гарантию занятости, то в постиндустриальном обществе работник, как носитель специальных знаний, возвращает себе право самостоятельно распоряжаться своим человеческим потенциалом. В настоящее время происходит переход от индустриальной экономики к экономике знаний, при которой главным богатством как государства, так и конкретной фирмы будет уже не производственный или природный капитал, а именно человеческий потенциал. Социальное самочувствие, гарантии на случай болезни или обеспечения в старости оказывают прямое воздействие на эффективность экономики через производительность труда. Даже сами термины «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» устаревают на глазах, т.к. предполагают, что ими кто-то распоряжается, формирует и перемещает. По содержанию они включают только региональные показатели численности и структуры (демографической, профессиональной и др.). Для человеческого потенциала, кроме того, важную роль играют мотивация деятельности, отношение к труду, потребности и интересы, социальные гарантии и другие личностные характеристики.

Начиная с 70-х гг. прошлого века эффективность социально-экономического развития во всем мире в большей мере связывается с такими качественными показателями, как уровень развития социальной сферы, среднедушевые доходы населения и структура его потребления, состояние здоровья, здравоохранение, фундаментальные и прикладные науки. В 1990 г. ООН ввела в официальный оборот понятие «человеческое развитие», а затем «индекс развития человеческого потенциала» 1 . Его основными составляющими стали образование и благосостояние, в том числе соответствие заработной платы, пенсии и иных социальных выплат прожиточному минимуму. Именно изменение требований к работнику способствовало тому, что практически во всех развитых странах уровень общественных затрат на образование повысился и имеет дальнейшую тенденцию к росту. Всемирный банк в 1991 г. в своем докладе определил социально-экономическое развитие прежде всего как качественный процесс, нацеленный на развитие человека, а его целью провозгласил улучшение качества жизни. Эксперты банка включили в это понятие широкий круг показателей — от сокращения масштабов нищеты и оздоровления окружающей среды до расширения личной свободы и более насыщенной культурной жизни. В ряде западных источников индекс социально-экономического развития напрямую отождествляется с индексом развития человека, который рассчитывается на основе ожидаемой продолжительности жизни в момент рождения, полученного образования и скорректированного уровня реального дохода 2 .

 

1 Рынок труда / Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. М., 2000. С. 8 — 18; Родина. 2003. № 4. С. 11.

1 Валентей С.Д., Нестеров Л.И. Человеческий потенциал: новые измерения и новые ориентиры. М., 1998; Кузнецов Е.В. Индекс человеческого развития и тенденции его изменения в России и зарубежных странах // Вестник статистики. 1999. № 2. С. 21.

Пожертвование на развитие ресурса