1 Розанваллон П. Новый социальный вопрос. М., 1998. С. 12.
Вторая тенденция свидетельствует о том, что сложившаяся в развитых странах система социального обеспечения сохраняет свою устойчивость. Государственные расходы на социальную сферу в целом увеличиваются, а взносы работодателей уменьшаются. Страховые платежи работников имеют тенденцию к росту, в том числе за счет добровольного страхования. При этом финансирование социального обеспечения во всех странах носит смешанный характер (бюджетные средства, взносы работодателей и работников, инвестиционные доходы от размещения средств страховых фондов, частные вложения). Большая часть социальных затрат связана с выплатой пенсий и медицинской помощью, а страховые выплаты по безработице имеют тенденцию к уменьшению. Большое внимание обращается на профилактику страховых случаев (совершенствование техники безопасности, периодические медицинские осмотры и др.). Однако полная и эффективная занятость остается высшим приоритетом социальной политики. В условиях, когда большинство населения имеет относительно высокий материальный уровень жизни, право социального обеспечения должно обеспечивать его высокое качество и социальную комфортность (образование, отдых, психологический климат, социальная экология и адаптация к изменяющимся условиям и др.) 1 .
1 Антропов В.В. Социальная защита в странах ЕС: современные проблемы, тенденции, перспективы // Труд за рубежом. 2005. № 4. С. 47 — 58; Каргалова М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики XXI века (опыт стран Европейского союза) // Труд за рубежом. 2003. № 1. С. 3 — 19; Роик В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право. М., 2007; и др.
Если основываться на таком широком многовекторном подходе, то некоторое дерегулирование и трансформация роли государства в социально-обеспечительных отношениях неизбежны, а степень прямого директивного вмешательства в эти отношения должна быть ослаблена. При этом государственные гарантии основных социальных прав должны быть сохранены, а законодательство должно остаться наравне с экономическим и политическим регулированием важнейшим регулятором социальной сферы. Более того, социальное обеспечение связывается с решением многих новых для него проблем, о которых говорилось.
В конце XX — начале XXI вв. происходит дальнейшее сближение идей консерватизма, либерализма и социализма в рассматриваемом аспекте. Нивелированию различий способствует новая концепция «государства, поддерживающего труд» (workfare state), которая опиралась на социально ориентированную экономику, устранение социального иждивенчества, индикативное планирование при сохранении экономических и политических свобод и рыночных отношений.
5.4. Феномен социального права: многообразие понимания
Говорят, что между двумя противоположными мнениями
лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема.
В.Гете
Начнем с того, что сам термин в виде сочетания слов «социальное право» вызывает, по крайней мере, недоумение. Право по определению регулирует общественные (социальные) отношения, и в этом контексте «несоциального» права не существует. Очевидно, что право есть явление социальное. Между тем, как справедливо писал русский и французский социолог права Г.Д. Гурвич (1894 — 1965), «употребление данного термина оказывается тем более обоснованным, что он имеет долгую и славную историю», начиная с XVII в. 1 . История идеи социального права свидетельствует о многозначности ее трактовки в трудах философов, экономистов, социологов, юристов. Не претендуя на развернутую характеристику доктрин социального права, остановимся только на тех, которые представляют особый интерес в ключе рассматриваемой темы. Выделим четыре направления в обосновании социального права. Такое разграничение условно, т.к. каждый исследователь, опираясь на ту или иную методологическую посылку, теории предшественников, вносит свои «оттенки», «дополнения», «исправления» в понимание социального права. В определенной части эти направления пересекаются и созвучны в определении тех или иных характеристик государства и права.