1 Гаген В.А. Учебник административного права. Ростов н/Д, 1916; Гессен В.М. Административное право. СПб., 1903; и др.
Н.Х. Бунге к мерам, относящимся к упрочению благосостояния рабочих, причислял меры, установленные законами о соблюдении осторожности на фабриках и вознаграждении рабочих за увечья; о кассах пенсий, пособий, взаимной помощи работников, учебных учреждениях и пр. В этой части ученый видел задачу в установлении юридических норм, которые должны облегчить возникновение и деятельность товариществ рабочих. Эти товарищества рассматривались им как средство, которое служит достижению рабочим сословием нравственной и хозяйственной самостоятельности, ограждению каждого члена от случайных бедствий. По мнению ученого, все товарищества рабочих могут быть подразделены на два вида. Первые — потребительские общества и общества вспомоществования — учреждаются для обеспечения дешевого удовлетворения потребностей в товарах, дешевого жилья, для облегчения пользования кредитами. Особая роль отводилась товариществам вспомоществования, которые осуществляют выплату пособий в случае болезни, смерти, пенсий и др. Второй вид товариществ рабочих — производственные (производительные), в которых рабочие являются не только исполнителями работ, но и по преимуществу пайщиками.
Применительно к народному образованию Н.Х. Бунге считал, что государство не может ни оставить просвещение на произвол судьбы, ни монополизировать его в своих руках. Участие государства необходимо в устройстве и содержании учебных заведений за государственный счет, в заведывании ими, в надзоре за школами, устроенными на средства земства, общин, личных союзов и частных лиц. Но, как не обширна была бы деятельность государства, потребность в образовании так велика, что успешное достижение целей немыслимо без привлечения земств, общины, частных предпринимателей к устройству и содержанию учебных заведений, которые не могут быть основаны в достаточном количестве государством. Для ученого очевидна необходимость совместной деятельности государства, местного самоуправления, частных лиц и их союзов в деле народного образования. Порядок деятельности всех этих учебных заведений, их внутреннее устройство, административный надзор устанавливаются законодательством настолько, насколько этого требуют задачи образования.
Другой ученый-административист В.Ф. Дерюжинский был сторонником узкого определения полицейского права. В структуре предмета «полицейское право» он выделил следующие институты: полиция безопасности и право передвижения; полиция союзов и собраний, полиция печати; чрезвычайные меры полиции безопасности; санитарная и медицинская полиция, полиция нравов; народное образование; общественное призрение и благотворительность и фабричное законодательство 1 . Таким образом, содержание полицейского права он сводил к государственному регулированию (управлению), «на долю которого выпадает оказание населению всевозможного содействия к развитию его культурных интересов и удовлетворению многосложных потребностей его материального и духовного существования», а равно охране «общественного порядка и спокойствия как важных условий общежития» 2 .
1 Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. Пг., 1917.
2 Там же. С. 2, 16.
К характеристике социальных функций государства обращались и ученые-юристы, занимавшиеся проблемами призрения бедных. Так, В.А. Гаген (1874 — 1930) писал о том, что бороться с бедностью должны и государство, и общество в интересах самосохранения и для поддержания социального строя. Таким образом, он рассматривал публичное призрение бедных как функцию общества, так и функцию государства. В первом случае публичное призрение бедных является естественной обязанностью общества. Во втором — публичное призрение бедных является деятельностью государства, которая должна заполнить недостаток социального попечения 1 .