1 Вагнер А. Социальный вопрос. СПб., 1906. С. 35 — 41.
Немецкий правовед В. Каскель (1882 — 1928), один из основоположников доктрины трудового права и права социального страхования в Германии, позитивист по взглядам, рассматривал социальное право как особое право, которое распространяется на определенные социальные классы и на наемных работников, нацеленное на улучшение экономической и социальной ситуации. В ранних работах В. Каскель обосновывал сложную структуру социального права, включавшего четыре части: право социального обеспечения, право охраны труда, право трудового договора и корпоративное (профсоюзное) право. В более поздних работах он несколько изменил свою позицию, поставив знак равенства между трудовым и социальным правом. При этом он писал, что из социального права следует исключить право социального обеспечения, которое обладает самостоятельным правовым и научным развитием. Право на социальное обеспечение, по его мнению, охватывает квартирное право, право на поселение, охрану подростков, право демобилизованных на обеспечение 1 . Впоследствии в законодательной практике Германии идея социального права как комплексного массива законодательства была реализована в кодифицированном акте — Социальном кодексе от 18 декабря 1989 г., значительная часть которого посвящена институтам социального страхования (медицинского, пенсионного, по болезни). Отметим, что социальные кодексы есть еще в ряде развитых стран, в частности во Франции.
1 Каскель В. Новое трудовое право / Пер. с нем.; Под ред. Е. Даниловой. М., 1925. С. 54.
Межотраслевая трактовка социального права как комплексного законодательства имела место и в среде российских ученых еще в начале прошлого века. А.Г. Гойхбарг (1883 — 1962) с революционным запалом выступил за «разрушение прежних правовых титулов — частной собственности и договора». Эта цель достигается с помощью «социального законодательства Советской Республики». Социальное законодательство, по мнению А.Г. Гойхбарга, регулирует социалистическую организацию во всех отраслях народного хозяйства, ставящих целью не производство для барыша, а производство для потребления, производство духовных благ, производство для всестороннего удовлетворения потребностей трудящихся масс. В этой связи к социальному законодательству он относил первые Декреты советской власти о рабочем контроле (1917 г.), об отмене наследования (1918 г.), о государственной монополии и национализации банков (1918 г.), которые нанесли «решительный удар по институту частной собственности». К социальному законодательству был отнесен и КЗоТ РСФСР 1918 г., который «уничтожил трудовой договор как средство эксплуатации». Именно социальное социалистическое законодательство должно обеспечить «единую для всех трудовую школу с бесплатным обучением, бесплатную высшую школу» 1 .
1 Гойхбарг А.Г. Социальное законодательство советской республики. М., 1919. С. 41, 50, 60; и др.
В советской юридической литературе 70-х гг. XX в. также встречалось понятие «социальное законодательство». Так, Э.И. Доморацкая, опираясь на опыт Франции, применяла этот термин в узком и широком смыслах. В первом случае под социальным законодательством понималась совокупность норм права социального обеспечения и трудового права. Во втором — нормы, регулирующие общественные отношения в области труда, социального обеспечения, здравоохранения, обслуживания населения (жилищное строительство, транспорт, связь, охрана окружающей среды и т.д.) 1 . В.Г. Каленский, который придерживался только узкого подхода к социальному законодательству, включал в него не только нормы трудового права и права социального обеспечения, но и коллективно-договорную, судебную и арбитражную практику 2 . В условиях господства в советской доктрине права нормативистского подхода к нему предложенная данным автором социологическая трактовка права была допущена исключительно потому, что автор писал о социальном законодательстве Англии.