1 Доморацкая Э.И. Социальное законодательство Франции. М., 1975. С. 9 — 10.
2 Каленский В.Г. Социальное законодательство Англии. М., 1969. С. 6.
В целом в западной литературе со второй половины XX в. социальное право (законодательство) толкуется преимущественно в двух смыслах: в узком и широком. В узком смысле оно включает трудовое право, социальное страхование и социальное обеспечение. В широком смысле помимо названных отраслей к нему обычно относят медицинское обслуживание и государственное здравоохранение, улучшение жилищных условий и народное образование 1 .
1 Баглай М.В. Капитализм и «социальная демократия». М., 1970. 3 — 10, 218 — 249; Усенин В.И. Реформизм и буржуазное социальное законодательство. М., 1967. С. 3 — 29; и др.
В современной российской юридической литературе получила довольно широкое распространение концепция социального права как комплексного правового образования, объединяющего различные отрасли и институты российского права (административного, гражданского, трудового, экологического, права социального обеспечения и др.), но имеющего общее назначение (цель) — социальная защита населения. Эту идею о формировании особой отрасли права в условиях реформирования российского законодательства высказали в 1993 г. С.А. Иванов и И.А. Ледях 1 . При этом социальное право определяется как комплексная отрасль права, но чаще всего как комплексное законодательство. Так, М.И. Лепихов определяет социальное право как комплексную отрасль, представляющую совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи и по поводу организации и осуществления социальной защиты населения в целях смягчения социальной напряженности в обществе. При этом право социального обеспечения является подотраслью социального права 2 . Л.Н. Анисимов поставил знак равенства между социальным правом и правом социального обеспечения 3 . Исследователи из Белоруссии Х.Т. Мелешко и И.Г. Воробьев в разделе «Социальное право» ведут речь исключительно о праве социального обеспечения, не употребляя по тексту термина «социальное право» и не объясняя его вынесение в заголовок раздела 4 .
1 Защита прав человека в условиях перехода к рынку (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1993. № 6. С. 15 — 46.
2 Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М., 2000. С. 9 — 11.
3 Трудовое и социальное право России / Под ред. Л.Н. Анисимова. М., 1999. С. 22 — 23; и др.
4 Трудовое и социальное право / Под ред. В.И. Семенкова. Минск, 2006. С. 293 и далее.
В настоящее время довольно часто в юридической литературе встречается определение социального права как некой «надотрасли» права. О.А. Парягина утверждает, что в сложившейся правовой системе не может идти речь о формировании стандартной правовой отрасли с присущими особенностями предмета и метода. По ее мнению, социальное право может быть надотраслью 1 . М.В. Филиппова также полагает, что социальное право занимает в системе права более высокий уровень, нежели отрасль права, объединяя нормы различной отраслевой принадлежности. Предмет этой «надотрасли» составляют отношения, складывающиеся в связи с осуществлением государством социальной политики в целях социального развития 2 . М.В. Филиппова и Е.Б. Хохлов выделили следующие признаки социального права: 1) оно имеет своим предметом отношения, складывающиеся в связи с осуществлением социальной политики — деятельности в социальной сфере в целях социального развития; 2) субъектами социального права являются государство и публичные агенты. Даже если это не государственные образования, в сфере социальной политики они реализуют официальную, публичную функцию, осуществляют общественный, публичный интерес; 3) важнейшим направлением деятельности публичных агентов является оказание населению социальных услуг. Названные ученые дают следующую дефиницию социального права: это система правоотношений и соответствующих правовых норм, в рамках которых определяется содержание и реализуется социальная политика, т.е. регулятивная деятельность государства и иных социальных образований, выступающих в качестве публичных агентов, выражающаяся преимущественно в оказании социальных услуг и направленная на социальное развитие 3 .