Но использование теоретических наработок российских ученых было существенно затруднено. Многие проекты официальных комиссий по рабочему вопросу оставались «под сукном». Единицы проектов, прошедшие долгий путь до закона, в окончательном варианте лишь отдаленно напоминали заложенные в них первоначальные идеи. Причин тому несколько, среди которых можно назвать, во-первых, господство в официальных правительственных кругах доктрины о специфическом патриархальном развитии России и отсутствии «рабочего вопроса» в отличие от стран Запада. Во-вторых, история принятия законов о труде свидетельствует о довольно сильном противодействии законотворческому процессу активно действовавших в России организаций и союзов предпринимателей (Московского и Петербургского отделений мануфактурного совета, Общества содействия промышленности и торговли и др.).
Глава 7. СОВЕТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
7.1. Становление советской теории
права социального обеспечения
Для ученых 1917 г., год социальных катаклизмов, стал действительно рубежным. Первую генерацию советских ученых — специалистов в области права социального обеспечения составили в основном лица, окончившие университеты и опубликовавшие свои работы до 1917 г. Как правило, это были ученые, симпатизирующие социал-демократическому движению, а также состоявшие членами большевистской партии. В их дореволюционных работах преобладало критическое направление, но и высказывались позитивные предложения, некоторые из которых нашли воплощение уже в послереволюционный период 1 .
1 Вигдорчик Н.А. Государственное обеспечение трудящихся (итоги и перспективы социального страхования). Пг., 1917; Он же. Систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования. СПб., 1912; Он же. Страхование на случай безработицы. Пг., 1917; Винокуров А.Н. Общая больничная касса и врачебная помощь. СПб., 1913; Он же. Труд и здоровье рабочих. Пг., 1916; и др.
Наиболее ярким представителем таких ученых был Н.А. Вигдорчик. Он занимался проблемами социального страхования с позиций теории и практики. Однако итогом исследования этого института был вывод ученого о «неизбежной кончине» социального страхования, превращения его в государственное обеспечение трудящихся. В 1917 г. он писал: «Чем шире распространяется социализм… тем все резче и резче выясняется, что будущее социального страхования лежит именно в дальнейшем ослаблении страхового начала и постепенном превращении его в чисто государственный институт, в одну из нормальных отраслей государственной деятельности» 1 . Но, поскольку это дело будущего, средством достижения этой цели должен быть «совершенный институт социального страхования», который и обосновывает Н.А. Вигдорчик. Этот институт получил в его трудах теоретическое обоснование.
1 Вигдорчик Н.А. Государственное обеспечение трудящихся (Итоги и перспективы социального страхования). Пг., 1917. С. 6.
В первую очередь ученый дал определение понятия «социальное страхование», раскрыв каждый из составляющих его терминов. Страхование определялось как форма, при которой риск известного несчастья учитывается заранее и заранее же распространяется между всеми участниками организации материальная тяжесть, связанная с этим риском. В этой связи страхование как особый вид организованной взаимопомощи характеризуется, по крайней мере, двумя признаками: возможность математического учета риска и коллективная ответственность за индивидуальный риск. Термин же «социальное» применительно к страхованию означает цель этого страхования — борьба с необеспеченностью трудящихся в случае потери заработка. Н.А. Вигдорчик дал четкие классификации видов социального страхования. По видам социальных рисков: 1) при отсутствии спроса на труд — страхование на случай безработицы; 2) при потере работоспособности — страхование на случай болезни, несчастного случая, инвалидности, старости, материнства и смерти. По характеру организации страхования он выделяет страхование: а) добровольное; б) обязательное; в) факультативно-обязательное; г) пенсионное (без взносов самих застрахованных). По внутренней структуре страхование может быть государственным, муниципальным, взаимным и коммерческим, а по кругу его действия — местным (частным), всеобщим и международным 1 .