Другой уже известный нам ученый В.Н. Дурденевский также разграничивал социальное обеспечение и социальное страхование как две формы публичных служб. При этом социальное страхование, по его мнению, являлось формой преходящей, тогда как служба социального обеспечения будет сохраняться очень долго в социалистическом обществе. Его перу принадлежат емкие, точные определения этих форм. Под социальным обеспечением понималась деятельность публичной администрации, имеющая целью устранить ряд социальных опасностей, угрожающих жизни и определенному уровню существования широких кругов граждан, путем предоставления этим гражданам денежной или натуральной помощи. Социальное страхование рассматривалось как система ослабления риска, вытекающего из структуры данного общества, путем разложения этого риска на участников общественных процессов производства 1 .
1 Дурденевский В.Н. Лекции по праву социальной культуры. М.-Л., 1929. С. 110.
Проблемы призрения бедных (государственная социальная помощь) как объект научного исследования по тем же названным выше идеологическим мотивам были преданы забвению уже в середине 20-х гг. Л.В. Забелин писал: «Призрение в его прежнем индивидуалистическом смысле теряет почву под ногами, становится анахронизмом. Наряду с возникновением социального обеспечения мы наблюдаем постепенное сужение призрения по кругу его деятельности и его общественному значению» 1 . З.Р. Теттенборн, сравнивая обеспечение безработных в буржуазных странах и в Советской России, утверждала, что Советская Россия с 1918 г. не знала безработицы благодаря всеобщей трудовой повинности 2 . Она оправдывала эту форму организации труда условиями гражданской войны и разрухи, отмечая, что, «только обязав взрослых и трудоспособных граждан заниматься общественно-полезным трудом, Советская Республика могла бы дать социальное обеспечение нетрудоспособным» 3 .
1 Забелин Л.В. Теория социального обеспечения. С. 175.
2 Теттенборн З.Р. Обеспечение безработных в буржуазных странах и в Советской России // Вопросы социального страхования. 1922. № 1. С. 3 — 6.
3 Теттенборн З.Р. Социальное обеспечение и организация труда // Вопросы социального обеспечения. 1921. № 3 — 4. С. 5 — 11.
В начале 20-х гг. Наркомат социального обеспечения РСФСР в течение двух лет (1921 — 1922 гг.) выпускал журнал «Вопросы социального обеспечения». В этом журнале публиковались не только текущие нормативные акты и циркуляры по социальному обеспечению, но и статьи-комментарии, в том числе приближенные по содержанию к научно-практическим. Так, очень часто в этом журнале публиковались статьи уже известной нам З.Р. Тетенборн. Но основные статьи были написаны руководителями Наркомата социального обеспечения, а именно его руководителем А.Н. Винокуровым и его заместителем Н. Милютиным. В частности, ими разъяснялись политика партии и декреты СНК в деле социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев в период перехода к нэпу. Так, Н. Милютин писал, что в условиях нэпа требуется во всех областях максимально сократить расходы государства, отказавшись от принципа уравнительности в социальном обеспечении для различных социальных групп. В отношении наемных работников необходимо реализовать принцип социального страхования, в отношении крестьянства и лиц самостоятельного труда — принцип взаимопомощи, самообложения с некоторым государственным регламентированием его форм, семьям красноармейцев предоставить государственное обеспечение, а лица, эксплуатирующие чужой труд, должны быть лишены социального обеспечения 1 . З.Р. Теттенборн подчеркивала, что целью социалистического государства остается полное и всестороннее обеспечение всех без исключения членов общества. Однако нэп продиктовал три основные формы обеспечения: социальное страхование для рабочих и служащих, общественную взаимопомощь для крестьян и ремесленников и государственное обеспечение инвалидов труда, войны, семей красноармейцев. И каждая из этих форм, по мнению автора, содержала в большей или меньшей степени элементы будущего коммунистического обеспечения 2 .