1 Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР (правовые вопросы). М., 1971. С. 64 — 79; Он же. Право социального обеспечения в СССР. М., 1987. С. 59 — 72.
2 Егоров А.Н. Основные принципы советского права социального обеспечения. М., 1984; Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982. С. 54 — 65.
3 См., например: Кузьмина Т.М. Советское право социального обеспечения. Саратов, 1982. С. 78 — 80.
4 Азарова Е.Г. Проблемы равноправия женщины и мужчины в социальном обеспечении в СССР. М., 1989.
В советской науке права социального обеспечения объектом исследования стали и принципы отдельных новых институтов, в частности института социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых (социального обслуживания престарелых и инвалидов). Так, А.Н. Егоров к принципам названного института причислял следующие: добровольность участия в социально-трудовой реабилитации; бесплатность подавляющего числа мероприятий социально-трудовой реабилитации; широкое участие в социально-трудовой реабилитации советских профсоюзов и иных самодеятельных организаций; доступность в реализации права на социально-трудовую реабилитацию 1 .
1 Егоров А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых. М., 1985. С. 91 — 101.
О социально-обеспечительных правоотношениях. Общепризнано, что в праве социального обеспечения не существует единого обеспечительного правоотношения, в рамках которого граждане могли бы реализовать свои права на все виды социального обеспечения. На самом деле возникают самостоятельные правоотношения по каждому виду социального обеспечения, каждое из которых имеет свой субъектный состав, основания возникновения, содержание и объект. Между тем следует выделить отраслевые черты (особенности) социально-обеспечительных отношений. Так, практически всеми авторами признавался особый характер их содержания, где по отношению к основным правам притязающей стороной всегда выступает физическое лицо или семья, орган же социального обеспечения обязан предоставить им соответствующий вид обеспечения на условиях, указанных в законе. Аналогичная ситуация складывалась применительно к такой характерной особенности возникновения социально-обеспечительных отношений, а именно: почти всем материальным правоотношениям по социальному обеспечению предшествуют процедурные правоотношения по назначению конкретных видов обеспечения и обслуживания.
Другие характеристики социально-обеспечительных отношений вызывали научные споры. Во-первых, имеется в виду определение отраслевой правоспособности (правосубъектности). Одни ученые признавали эту юридическую конструкцию. Отраслевая социально-обеспечительная правосубъектность признавалась единой и равной, ею обладают все граждане. Она, по мнению одних авторов, возникает с рождения 1 , а по мнению других, — в зависимости от конкретных оснований назначения определенного вида социального обеспечения. Например, в пенсионных правоотношениях она возникает в связи с достижением пенсионного возраста, инвалидности и др. При этом наряду с отраслевой правосубъектностью выделялась видовая правосубъектность в конкретном правоотношении по поводу отдельных видов социального обеспечения, которая возникает при достижении определенного возраста или других обстоятельств 2 . Другая часть ученых отрицали отраслевую общую правосубъектность в социальном обеспечении и настаивали только на видовой и подвидовой правосубъектности в конкретных правоотношениях по поводу отдельных видов социального обеспечения 3 .