2 Астрахан Е.А. Некоторые вопросы пенсионного правоотношения по советскому трудовому праву // Ученые записки ВИЮН. Вып. 14. 1962. С. 165.
3 Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР (правовые вопросы). М., 1971. С. 98.
4 Фогель Я.М. Право на пенсию и его гарантии. С. 87.
Неоднозначно в советской науке права социального обеспечения решался вопрос и о пенсионной правоспособности. Одни авторы разграничили пенсионную правоспособность, которая возникает с рождения и пенсионную дееспособность, которая наступает по достижении 16 лет 1 . Другие не разделяли эти понятия и полагали, что пенсионная правоспособность возникает с появлением у них объективных оснований для пенсионной алиментации 2 .
1 См. Фогель Я.М. Там же. С. 46.
2 Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. С. 66.
Дискуссионным оставался и вопрос о семье как коллективном субъекте пенсионных правоотношений по случаю потери кормильца. Впервые эту идею высказал Е.И. Астрахан 1 , и впоследствии она была поддержана рядом ученых (В.С. Андреев, А.Д. Зайкин и др.). Однако имелись и противники данного положения. Так, Я.М. Фогель писал о неконструктивности существования такого коллективного субъекта, так как «признание каждого из членов семьи отдельным субъектом пенсионного правоотношения, возникающего по случаю потери кормильца, создало бы в перспективе возможность более полного и дифференцированного учета потребностей члена семьи и семьи как целого» 2 .
1 Астрахан Е.И. Некоторые вопросы пенсионного правоотношения по советскому трудовому праву // Ученые записки ВИЮН. 1962. Вып. 14. С. 153.
2 Фогель Я.М. Указ. соч. С. 135.
В литературе приводились и различные классификации пенсионных правоотношений, при этом в качестве критериев классификации назывались: 1) основания назначения (пенсионные правоотношения по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет); 2) субъекты (пенсионные правоотношения рабочих и служащих; колхозников, военнослужащих и иных категорий лиц); 3) источники пенсионного обеспечения (бюджет государственного социального страхования, прямые ассигнования из государственного бюджета, централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников); 4) сроки выплаты (пожизненно и на определенный период); 4) нормативные акты, регулирующие отдельные виды пенсионного обеспечения, и др. 1 .
1 Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР. М., 1971. С. 102 и др.; Ачаркан В.А. Государственные пенсии. М., 1967. С. 72 — 73; Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. С. 34 — 38.
Правоотношения по обеспечению пособиями. В советской науке права социального обеспечения рассматриваемого периода признавалось существование стольких видов правоотношений, сколько видов пособий предусматривалось действующим законодательством о социальном обеспечении 1 . В зависимости от срока выплаты пособий выделялись длящиеся правоотношения по поводу ежемесячных и периодических пособий (ежемесячные пособия многодетным матерям, одиноким матерям, малообеспеченным семьям и др.) и правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей. В зависимости от оснований обеспечения пособиями выделялись: 1) пособия по временной нетрудоспособности; 2) пособия по инвалидности; 3) пособия в связи со старостью гражданам, не имеющим права на пенсию; 4) пособия в связи с рождением ребенка; 5) пособия в связи с потребностью в охране бюджета семьи при неординарных обстоятельствах 2 . В.С. Андреев предложил классификацию пособий по их целевому назначению. По этому критерию все пособия можно было разделить на три группы: пособия, имеющие целью оказание помощи вместо утраченного по уважительной причине заработка (например, по болезни, беременности, родам); пособия, предоставляемые как помощь дополнительно к основным источникам средств существования (например, многодетным и одиноким матерям); пособия, предоставляемые в качестве помощи лицам, не имеющим источников средств к существованию (престарелым гражданам из числа народностей Севера) 3 .