1 Аметистов Э.М. Международное трудовое право и рабочий класс. М., 1970. С. 149 — 157.
2 Иванов С.А. Проблемы международного регулирования труда. М. 1964. С. 289 — 299.
Глава 8. СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВА
СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
8.1. Российское право социального обеспечения
в современных условиях: новый облик отрасли
В советский период сложилась государственная патерналистски эгалитарная модель социального обеспечения. В этой модели государству отводилась ключевая роль в разрешении социально-экономических проблем всех социальных групп на уравнительной основе. Это были уравнительное государственное социальное обеспечение, по существу не зависящее от трудового вклада лица, полная гарантированная занятость и доступное государственное здравоохранение. Советское право социального обеспечения сформировалось как публичная отрасль. Иного было не дано.
Новый облик права социального обеспечения обусловлен, на наш взгляд, модификацией природы этой отрасли. Полагаем, что она все больше приобретает частно-публичную природу 1 . Отсюда «новый облик» отрасли связан также и с ее экспансией, расширением сферы действия за первоначальные публичные пределы. Речь идет прежде всего о расширении сферы договорного регулирования социально-обеспечительных отношений (социально-страховых и отношений по социальной помощи, социальному обслуживанию) и появлении широкого круга негосударственных организаций и органов как субъектов права социального обеспечения. М.В. Филиппова называет их публичными агентами, допущенными государством к осуществлению социальной политики и наделенными соответствующими полномочиями 2 .
1 В современной теории права социального обеспечения В.С. Аракчеев также считает, что право социального обеспечения следует отнести к частно-публичным отраслям права. Но к сожалению, этот тезис не получил своего обоснования и содержательного наполнения, автор ограничился лишь общей ремаркой. ( Аракчеев В.С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск, 2001. С. 28.)
2 Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. М., 2006. С. 86 — 87.
Социально-экономические факторы трансформации отрасли права социального обеспечения. Этот процесс обновления отрасли является следствием не только внутреннего развития права социального обеспечения и социального законодательства, но и закономерным результатом определенных социально-экономических изменений в российском обществе. Экономика советского периода, основанная на государственной собственности, обеспечивала функционирование единой государственной распределительной системы социального обеспечения. Социально-экономическим условиям соответствовал и публичный характер отрасли права социального обеспечения. В настоящее время в РФ сложилась система социально-экономических отношений, основанная на других принципах (плюрализм и равенство форм собственности, свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности и др.). Она кардинально отличается от прежней системы. В результате масштабной приватизации государство утратило свою прежнюю всеобъемлющую экономическую власть, сохранив политическую и законотворческую. Вместе с тем в соответствии с Конституцией РФ на государство (правовое, социальное) возложены значительные социальные функции, которые должны быть обеспечены за счет различных источников — не только публичных финансов (государственные и местные бюджеты), но и финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Последние хотя и являются государственной собственностью, но формируются с учетом страховых взносов юридических и физических лиц. Однако они автономны и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней.