В качестве дополнительных факторов трансформации отрасли отметим нарастающий демографический кризис, усиливающийся процесс глобализации, изменение структуры занятости. Об этом уже упоминалось выше.
Политико-правовые факторы, обусловившие трансформацию отрасли права социального обеспечения. Конституция РФ провозгласила наше государство социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Задачи государства в социальной сфере сегодня осуществляются не только через справедливое распределение социальных благ, компенсацию материальных потерь в связи с утратой (отсутствием) заработка, иного дохода, но и через защиту членов общества от социального отторжения, обеспечение условий для социальной интеграции в общество в русле идей социальной солидарности и социальной безопасности. Социальное государство обеспечивает членам общества эффективный доступ к услугам в области здравоохранения, образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. При этом защита от социального отторжения гарантируется государством как в страховых, так и в нестраховых формах социального обеспечения. Так, согласно Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.) предусматриваются не только компенсационно-восстановительные меры (страховые выплаты, оплата дополнительных расходов), но и система мер реабилитации пострадавших, способствующих их возвращению к активной трудовой деятельности. В бюджете Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) ежегодно, как правило, определяются расходы на периодические медицинские осмотры, профилактическое лечение, в том числе санаторно-курортное лечение (предупредительные меры), на профессиональное обучение и переобучение. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) не ограничивается предписанием экстренной адресной материальной помощью лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Он также устанавливает довольно широкий перечень социально-реабилитационных услуг, в том числе социально-медицинских, психологических, правовых, содействие в получении образования или профессии и др. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения» органы государственной службы занятости субъектов РФ оказывают гражданам бесплатно услуги, связанные с содействием занятости населения, в том числе услуги в поиске подходящей работы, оказании психологической поддержки, профессиональной подготовке безработных, обеспечении социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.
Таким образом, усложняется и модифицируется роль государства в сфере социального обеспечения. Правовое социальное государство как субъект права социального обеспечения выполняет три основные роли. Во-первых, это взятые на себя государством публично-правовые обязательства по государственному социальному обеспечению отдельных категорий граждан (пенсии государственных служащих, военнослужащих, государственные пособия семьям, имеющим детей, пособия по безработице, профессиональная подготовка безработных и т.д.), а равно по государственной социальной помощи и социальному обслуживанию (малообеспеченных лиц, граждан пожилого возраста и инвалидов и т.д.). Участниками правоотношений по государственному социальному обеспечению выступают соответствующие органы исполнительной власти (федеральные, региональные) и органы местного самоуправления, органы службы занятости, государственные и муниципальные социальные службы, государственные и муниципальные медицинские учреждения, учреждения медико-социальной экспертизы.