Во-вторых, государство выступает в качестве субъекта обязательного социального страхования. Здесь оно может выполнять функции страховщика как в лице государственных внебюджетных фондов, так и в роли страхователя. Так, в первом случае в соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд РФ назначает (пересчитывает) и выплачивает трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, другие пенсии, предусмотренные законодательством (государственные пенсии за выслугу лет государственным служащим и др.), а также социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Фонд социального страхования РФ выступает стороной правоотношений по выплате страхового обеспечения (кроме пособий по временной нетрудоспособности) по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам некоторым категориям граждан (индивидуальные предприниматели и иные лица, уплачивающие страховые взносы в ФСС РФ; неработающие граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации и др.). Во втором случае государство в лице своих органов может выступать в роли страхователя. Так, в системе обязательного медицинского страхования страхователем неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов РФ и администрации муниципальных образований.
При этом на каждом историческом отрезке пути государство должно находить оптимальный баланс, соотношение страховых (солидарных) форм социального обеспечения и форм государственной помощи (вспомоществования), с тем чтобы наиболее полно и всесторонне развернуть «сеть социальной защиты» нуждающимся лицам.
В-третьих, государство является самостоятельным участником социального партнерства (сотрудничества) в системе гражданского общества. Правовое социальное государство и гражданское общество — это две части одного живого организма, каждая из которых нуждается в другой и призвана обеспечить реализацию прав человека (политических, социально-экономических, культурных и др.). По справедливому замечанию В.Д. Роика, именно гражданское общество разрушает монополию государства в сфере социальной политики. Многочисленные некоммерческие организации в области социального страхования, здравоохранения, социальной помощи одиноким и престарелым в большинстве развитых стран обеспечивают значительное повышение уровня социальной защищенности граждан 1 . В советский период монополия государства в рассматриваемой сфере свела на нет зачатки общественных форм благотворительности, товариществ социального страхования и т.д., которые имели место в дореволюционной России. Сегодня мы в начале пути формирования, консолидации общественных структур гражданского общества в решении задач социального обеспечения. В цивилизованном обществе государство является основным, но не единственным субъектом социальной политики. В этом случае государство, на наш взгляд, не осуществляет непосредственного властного регулирования, правовое регулирование носит рамочный характер. Это означает, что государство обеспечивает координацию совместных действий институтов гражданского общества (профсоюзы, негосударственные социально-страховые фонды, благотворительные организации и др.) в достижении общей цели — социальной защиты населения. Одной из таких организационных форм являются Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений 2 , а также отраслевые, региональные комиссии, цель которых — согласование позиций социальных партнеров по основным направлениям социальной политики, ведению коллективных переговоров и заключению коллективных соглашений. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 — 2007 гг. социальные партнеры обязуются не допускать снижения уровня обеспечения социально экономических прав граждан при совершенствовании нормативно-правовой базы по проблемам занятости населения. В сфере социального страхования социальные партнеры обязуются продолжить разработки концепции его реформирования, обеспечив паритетное участие представителей сторон в управлении страховыми средствами, развитие системы негосударственного социального страхования, дополнительного пенсионного страхования работников. При реформировании обязательного медицинского страхования социальные партеры обязуются предусмотреть в программе государственных гарантий оказания медицинской помощи социально незащищенным группам населения оплату лекарств в объеме 50% при амбулаторном лечении 3 .