Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Курс права социального обеспечения — Страница 259 — Ваш юрист

Курс права социального обеспечения

 

1 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

По мнению выдающегося немецкого философа К. Ясперса, духовные основы современного человечества сформировались примерно за 500 лет до н.э. Он назвал это осевым временем 1 . Российский философ А.А. Гусейнов считает, что примерно в это же время в различных культурах возникло «золотое правило», имеющее впоследствии примерно общую формулировку во всех религиях, но наиболее полно отраженное в Евангелии от Матфея (Мф. 7:12): «Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Данное правило в его всеобщей и обязательной части содержит действительное предписание не только не делать нежелательного, но и «поступать», активно вести себя в отношении других людей 2 . Мы уже отмечали, что главная заслуга И. Канта виделась Б.А. Кистяковскому в переносе христианских заповедей в сферу науки и, в более широком смысле, общественной деятельности: «Не делай другим того, чего не желаешь самому себе» — «Действую так, чтобы правило твоей деятельности посредством твоей воли стало всеобщим законом» и «Люби ближнего, как самого себя» — «Действуй так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого всегда употреблялось тобой как цель и никогда как средство» 3 . Любовь и деятельная помощь ближним является проявлением любви к Богу, признанием за другими людьми его образа и подобия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37 — 39). Даже если ближние погрязли во зле и их поведение не дает оснований для любви, любовь к ним и служит проявлением любви к Богу и иначе свое отношение к нему выразить нельзя: человек любит Бога через ближних и любит ближних через Бога. Это правило не допускает исключений, а деятельная любовь предполагает действие, результативную помощь нуждающимся в ней (ибо «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:16)).

 

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32 и далее.

2 Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995. С. 15.

3 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 234 — 236.

Христианство изначально несло в себе мощные импульсы как идеи труда, так и благотворительности. Непреложным считалось, что хлеб человеку должен доставаться «в поте лица своего», а главные заботы его — «о посеве и жатве». Одновременно среди пороков Садома называется праздность. При этом оценка труда как наказания за грехи очень быстро была замещена его квалификацией как высшей добродетели. В Псалмах прямо выражен идеал труда: «Человек рожден для труда так же, как птица — для того, чтобы летать». Христос и апостолы сами трудились, подавая пример своей пастве. Апогеем идеи труду стали слова апостола Павла: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст». Отсюда почти дословное воспроизведение лозунга радикальными сторонниками социализма: «Кто не работает, тот не ест». Одновременно Ветхий Завет является сплошным кодексом благотворительности, начиная с десяти заповедей и кончая книгой Пророков, псалмами Давида и другими его составными частями. В Нагорной проповеди содержится предписание: «…не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от отца вашего Небесного». Милостыня должна быть в тайне, ибо она касается только подающего, берущего и Бога. Ее подача, наравне с постом и молитвой, стали главным средством индивидуального спасения души.

Пожертвование на развитие ресурса