Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Курс права социального обеспечения — Страница 262 — Ваш юрист

Курс права социального обеспечения

 

1 Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999. С. 98.

2 Бохеньский Ю. Сто суеверий. М., 1993. (Суеверие «Равенство»).

О. Цвидинек-Зюденгорст видел в католической доктрине следующие аспекты государственного воздействия на социальные отношения: достижение общего блага, способствование участию рабочих в прибылях предприятий, установление минимального размера заработной платы, достижение справедливости, в том числе в установлении размеров заработной платы и социальных выплат, разграничение между трудом и товаром и законодательная защита интересов личности 1 . В современном понимании в качестве цели христианского католического учения называется построение «социального строя, при котором человек может выполнять волю Бога и вести христианский образ жизни» 2 .

 

1 См. подробнее: Цвидинек-Зюденгорст О. Теория и политика заработной платы, в особенности исследование вопроса об установлении минимума заработной платы. М., 1905. С. 149 — 170.

2 Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001. С. 19.

Вернемся к социальным папским энцикликам. В интересующем нас аспекте наибольшее значение имела энциклика 1931 г., в которой была обоснована «концепция участия». Согласно ей в интересах владельцев капитала и трудящихся прибегнуть к участию рабочих и служащих в собственности предприятия и его прибыли. В этой энциклике был впервые введен в обращение термин «субсидиарность», означавший в официальном переводе Ватикана на русский язык «вспоможение». Здесь впервые можно говорить о понятии солидарности, которая не противопоставлялась милосердию. В свете социальных учений начала XX в. последнее часто сопрягалось с унижением человеческого достоинства или ограничением его прав. В данном случае «субсидиарность» означает предоставление помощи нуждающемуся, оказавшемуся в таком положении по объективным причинам (инвалидность, старость, малолетнее сиротство и др.). Такая помощь не только не должна носить унизительного характера, но и просто является долгом государства и общества.

В социальной доктрине католичества намечен отход от мотивации к труду «экономического человека», движимого «невидимой рукой рынка» к максимальной прибыли, в сторону реализации творческого потенциала человеческой личности, обеспечения для него определенных социальных стандартов. В энциклике папы Иоанна XXIII «Матер э Магистра» («Мать и наставница») (1961 г.) 1 прямо отрицается отведение рабочим роли молчаливых исполнителей. В энциклике указывается, что надо обеспечить трудящимся активную роль в функционировании предприятия. При этом надо стремиться к тому, чтобы сделать предприятие подлинно гуманным сообществом, глубоко отмеченным духом взаимных отношений, функций и особенностей каждого из его членов. Милость к ближнему рассматривалась уже не только как индивидуальный религиозный долг, но и как акт общественного служения, гармонизирующий всю совокупность общественных отношений. Папа Павел IV в середине 60-х гг. XX в. констатировал, что «мир труда оказывает сегодня решающее влияние на судьбы страны, на жизнь христианского народа».

 

1 Здесь и далее цитаты из энциклик приведены по: Попов Ю. Предприятие в контексте христианского учения // Человек и труд. 1995. № 5. С. 104 — 108.

Пожертвование на развитие ресурса