Таким образом, в зависимости от различных критериев — круг обеспечиваемых субъектов, источники финансирования, основания обеспечения, виды социального обеспечения, органы и организации социального обеспечения — можно предложить довольно широкий спектр классификаций форм и видов социального обеспечения. Между тем в силу многомерности этих форм вряд ли они в состоянии выполнять функцию базовых отраслевых юридических конструкций. Более того, сам законодатель в ряде случаев изменяет, реформирует правовую природу той или иной формы социального обеспечения, стирая грани между различными формами. Например, по российскому законодательству социальные пенсии имеют источником страховые средства Пенсионного фонда, а с 2001 г. страхование по безработице возложено только на государство. В систему медицинского страхования включено у нас и неработающее население, страхование которого осуществляется государством. Взаимодействие и взаимопроникновение рассматриваемых форм социального обеспечения — явление очевидное, и оно не должно исключать их самостоятельности. Ряд стран предпринимают попытки в некоторых случаях развести эти формы социального обеспечения. Так, во Франции пенсионные правоотношения по выплате социальных пенсий, назначаемых в порядке социальной помощи, исключили из системы пенсионного страхования. В 1994 г. на основании Закона о фонде солидарности по старости был создан указанный специальный фонд. Главная задача фонда — выплата минимального дохода по старости лицам, не получающим пенсий и надбавок. Средства фонда формируются за счет всеобщего социального взноса (2,4% любых доходов), части акцизов и пошлин на алкогольные напитки 1 .
1 Зубченко Л. Пенсионная система Франции // Труд за рубежом. 1995. № 2. С. 77 — 78.
Еще более общей юридической конструкцией является определение социальной защиты населения. Оно варьируется от «широкого», до «узкого» понимания. Так, в практике МОТ понятие «социальная защита населения» охватывает государственные и негосударственные формы социального страхования и вспомоществования и здравоохранения 1 . В специальной литературе российскими и зарубежными авторами предлагается более широкое такое понятие, в которое также включаются государственные и негосударственные меры, направленные на создание благоприятной среды существования человека как члена общества 2 , в том числе национальные системы охраны труда, помощь государства в получении образования 3 , предоставление материальных благ, связанных с реализацией права на жилище 4 , меры по охране окружающей среды, смягчению негативных результатов экономической реформы и др. 5 .
1 Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире. Женева: МБТ, 2000.
2 Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения. Екатеринбург. 1996. Вып. 1. С. 5.
3 Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994. С. 150 — 152; 182 — 200 и др.
4 Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. С. 171.
5 Черноморченко Н.П. Право социального обеспечения: Учебно-методическое пособие. Саратов, 2000. С. 6.